Народный музей санкт-петербургской средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича был открыт  в 1968 году. Он уникален: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о жизни осаждённого города, его огромном творческом потенциале, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев.

За 56 лет собрано более 20 тыс. подлинных экспонатов. Одним из самых любимых и сотрудниками музея, и посетителями стал попугай Жако, переживший блокаду. Вернее, его чучело.

Друг детства

Какаду Жако принадлежал актрисе Театра музыкальной комедии Галине Павловне Семенченко.

– Пернатый друг в семье Семенченко появился ещё до революции, – рассказала Metro руководитель музея Виктория Крылова. – Галина Семенченко родилась в 1909 году, у нас есть фото, где она в возрасте примерно двух лет сидит рядом с Жакошей. Попугай уже был взрослым, до этого принадлежал шарманщику, умел разговаривать и присматривал за своей маленькой подругой.
Начало XX века. Маленькая Галя со своим пернатым другом. Предоставлено музеем.

Начало XX века. Маленькая Галя со своим пернатым другом. Предоставлено музеем.

 

 

Шли годы. Галина стала актрисой театра, а Жако продолжал жить со своей хозяйкой. Часто бывал в театре, ждал Галину Павловну в гримёрке и участвовал в разговорах.

– Жако был жутким сплетником, – продолжает Виктория. – Если актрисы кого-то обсуждали, он позже всё пересказывал вновь прибывшим. Поэтому со временем при нём старались лишнего не говорить.
Актриса Галина Семенченко и какаду Жако вместе пережили блокаду. Предоставлено музеем.

Актриса Галина Семенченко и какаду Жако вместе пережили блокаду. Предоставлено музеем.

 

 

"Друзей не продают и не предают"

Когда началась война, Галина Семенченко осталась в блокадном Ленинграде. А вместе с ней – её лучший друг Жако.
Театр музыкальной комедии не прекращал свою работу все 900 дней блокады. В перерывах между спектаклями певица ездила с фронтовыми бригадами, выступала в эвакуационных пунктах и на линии фронта. Заслужила от зрителей неофициальное звание "королевы военно-шефских концертов".

В Ленинграде её всегда встречал какаду Жако. Даже спал с ней на одной подушке.

– Многие наши посетители задают вопрос: как выжил попугай, если люди умирали семьями? – говорит руководитель музея. – Ответ простой: его очень любили в театре. Конечно, Галине Павловне много раз предлагали продать, обменять, сварить попугая. Актриса каждый раз отвечала: "Друзей не продают и не предают". Она делилась с ним своим пайком, другие артисты театра отдавали Жакоше драгоценные крошки. Иногда птицу подкармливали в театральной столовой. Так они пережили всю блокаду, поддерживая друг друга.

"Настоящий блокадник"

Какаду Жако умер в середине 1970-х.

– 9 мая Галина Павловна вместе с Жако ехала в такси, – рассказывает Виктория. – По дороге угощала своего пернатого друга кусочками хлеба. Неожиданно попугай подавился, стал задыхаться и... умер. Для актрисы это стало большим горем. Позвонила директору нашего музея Евгению Линду. Он сказал: "Жакошка – настоящий блокадник и заслуживает, чтобы его историю знали. Давай сделаем чучело".

Сколько лет какаду

Тушку Жако передали таксидермистам-орнитологам. 50 лет назад чучело блокадного попугая поместили за стекло, так Жако стал музейным экспонатом.

– У нас нет документов, подтверждающих точный возраст птицы, – говорит Виктория. – Мы говорим, что ему было хорошо за 100 лет. Но после каждой экскурсии наш Жако становится всё старше и старше. В Интернете можно найти информацию, что он видел Наполеона, кто-то пишет, что попугай – современник Ломоносова, другие утверждают, что Жако  жил в Петербурге с момента основания города... Кстати, сама Галина Павловна прожила долгую жизнь, она умерла в 2011 году, ей было почти 102 года.

"А музы не молчали..."

Идея создания музея принадлежит Евгению Алексеевичу Линду, учителю физкультуры средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича (Линда не стало в 2005 году). Вместе с учителями и учениками, а также деятелями искусства удалось собрать удивительную коллекцию на тему "Искусство и война".
Один из залов музея посвящён исполнению 7-й Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича. Среди экспонатов подлинные инструменты, на которых произведение было исполнено 9 августа 1942 года, фрак, дирижёрская палочка и личные вещи дирижёра Карла Ильича Элиасберга, а также многое другое.