Предыстория
В основу будущего фильма легла повесть Владимира Кунина "Интердевочка", опубликованная в 1988 году в журнале "Аврора". Писатель провёл серьёзное исследование жизни проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц.
Неудивительно, что повесть стала одним из заметных событий перестроечной жизни СССР и вызвала бурную реакцию у читающей аудитории. Редакция получила большое количество откликов, экранизация напрашивалась сама собой, и тогда Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской.
История произвела на неё настолько сильное впечатление, что она смогла уговорить мужа, режиссёра Петра Тодоровского снять фильм, хотя для него – бывшего фронтовика, известного своими картинами на военную тематику, снять фильм о проститутке было неожиданным и смелым шагом.
Сюжет
Главная героиня Таня Зайцева официально работает медсестрой в больнице, по графику “сутки через трое”, основное же её занятие и источник дохода – работа валютной проституткой в “Интуристе”. Свою тайную жизнь Таня умело скрывает от мамы, школьной учительницы Аллы Сергеевны.
Однажды один из Таниных постоянных клиентов, влюбленный в неё шведский инженер Эдвард Ларсен, делает ей предложение. Уехать на ПМЖ заграницу было в перестроечные годы мечтой многих советских девушек, и героиня не может поверить своему счастью – она будет жить в Швеции.
“Я хочу увидеть мир своими глазами”, “я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нравится, а не бегать за фарцовщиками”, – так представляется Тане безоблачное заморское будущее. Однако выезд из СССР оказывается делом очень хлопотным, Таня сталкивается с огромным количеством бюрократических проволочек, ей не хотят выдавать характеристику на работе, согласие на выезд приходится покупать у 20 лет назад бросившего её с матерью отца-алкоголика.
Наконец, получив все документы и официально став женой Эдварда, Таня уезжает из СССР. Но внешне благополучная жизнь в Швеции не приносит Тане ожидаемого счастья, постепенно о себе так или иначе начинает напоминать прошлое. Она очень хочет поехать в Ленинград, хотя бы для того, чтобы повидаться с мамой. Но это оказывается чуть ли не так же сложно, как было уехать из СССР.
Тем временем в Ленинграде мать Тани узнаёт от следователей, чем занималась её дочь, и морально сломленная Алла Сергеевна решает покончить с собой, отравившись газом. Как будто почувствовав это, Таня тайком от мужа садится в машину и едет в аэропорт, чтобы улететь в Ленинград, но по дороге погибает в автокатастрофе.
Название
Слово “интердевочка” - авторский неологизм Владимира Кунина. Рабочее название его повести было "Проститутка". Но редакция “Авроры” не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком. Тем более, как говорит главная героиня в одной из сцен, когда её вместе с “коллегами” по цеху принимают за занятие проституцией в отделение милиции, “у нас в стране это явление, социальное, отсутствует полностью”. Тогда Кунин сначала заменил название на “Фрекен Танька” (и именно под таким названием сценарий был запущен в производство), а позднее сменил на “Интердевочку”.
Впоследствии это слово прочно вошло в русский язык.
"Фрау Танька"
Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Главным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева – именно “под неё” писал сценарий Кунин. Другой претенденткой была Наталья Андрейченко. Но ни та, ни другая режиссёра не устроили. Приглашение послали даже польской актрисе Катажине Фигуре, но договориться с ней не удалось.
После полугода подбора кандидаток выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой, которая, видимо, впечатлила режиссёра своей ролью проститутки-лимитчицы в спектакле “Снег недалёко от тюрьмы” в Театре имени Ермоловой. Но Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке – он упорно считал, что эти девушки должны быть “грудастыми и задастыми”, а у Яковлевой – “ни там, ни тут”. Чтобы подчеркнуть фигуру, Яковлевой даже приходилось подкладывать под платье поролон.
Но “страдания” артистки были не напрасными: Яковлева была признана лучшей актрисой 1989 года по версии журнала "Советский экран", в том же году удостоилась "Ники" и премии Токийского кинофестиваля.
Выглядеть, как проститутка
Модные яркие туалеты для героини и других её "коллег" в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции. Тем не менее, костюмеры фильма не стремились изобразить советских валютных проституток того времени со стопроцентной точностью. Заграничные наряды сильно отличались от того, с чем мог столкнуться советский гражданин в своей повседневности.
В фильме есть сцена, как вернувшись под утро с “ночного дежурства”, героиня Яковлевой поднимается на чердак своего дома и переодевается из своего “рабочего” платья с блёстками и пайетками в скромные вельветовые штаны и рубашку, чтобы в таком привычном одеянии появиться дома перед матерью.
Постельный режим
Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнажённом виде, и съёмочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему раскованной сцены. Ирина Розанова, сыгравшая Танину “коллегу по цеху”, Симу-Гулливер, в одном из съемочных дублей обнажила свою грудь “для бытовой достоверности”, и это наиболее заметная нагота во всём фильме.
Так, в ключевой сцене, где Таня вынуждена отработать у своего давнего японского клиента сумму, недостающую ей для выезда в Швецию, снимали с участием почти всего мужского состава съёмочной группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. При этом голова героини моталась из стороны в сторону, её лицо было смазано глицерином, что создавало впечатление пота. Самого же японца (артиста Ментая Утепбергенова) в кадре не было.
Бюджет
“Интердевочка" – один из первых советских фильмов, снятых не на государственные деньги. Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера – новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра – Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия "Мосфильм".
Стокгольмский хэппи-энд
Шведские партнёры не хотели трагичной концовки, и для них режиссёр снял другой, счастливый финал картины: Таня Зайцева садится в самолёт и улетает обратно в СССР. Однако кинематографическое руководство настояло на том, чтобы оставить трагический конец с гибелью главной героини, поскольку у фильма должна была быть мораль: вот к чему приводит “красивая западная жизнь”. Зато картину с тем финалом, который задумал Пётр Тодоровский, купили в Японии, Германии и Канаде. Также для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал – героиня уезжает на машине в неизвестность.