Что произошло?
В американском городе Балтимор (штат Мэриленд) в мост Фрэнсиса Скотта Ки врезалось судно, перевозившее контейнеры. Об этом сообщило агентство Reuters. В результате автомобильный мост за считанные секунды ушёл под воду реки Потапско. Во время инцидента на мосту могли находиться как минимум десять машин с людьми. Двоих человек удалось достать из воды живыми, поиски остальных продолжаются. Сначала процесс осложняла плохая видимость – ЧП произошло в 1:30 ночи по местному времени. Кроме того, температура воды была отрицательной, лишь днём она поднялась выше нуля.
Губернатор американского штата Мэриленд Уэс Мур сообщил, что обрушение моста произошло из-за несчастного случая и что это не было террористической атакой. Причиной ЧП стала потеря управления судном. Власти штата неоднократно получали информацию о риске столкновения моста с судами, сообщает ABC News.
Мост был возведён в 1977 году. Его быстро облюбовали автомобилисты, так как он предлагал короткий путь, по которому можно было пересечь бухту Балтимора. Самый длинный пролёт моста был 366 метров.
Почему мост "сложился" так быстро?
Мы попросили инженера-строителя и эксперта по строительству автомобильных дорог Александра Кириллова посмотреть видео и проанализировать, что происходит на нём.
На ролике отчётливо видно, что судно врезается в опору. Но почему падает весь мост, а не несколько соседних пролётов?
– Мост как конструкция запроектирован так, чтобы он работал как система. Можно сделать эту систему жёсткой, чтобы один пролёт работал независимо от другого, но для выполнения этой задачи потребуется много материала. А цель инженера – определить оптимальные формы и при этом сократить материалоёмкость, – объясняет специалист. – Чтобы эту цель достичь, инженер предлагает решение: сделать мост, который работает как единое целое, в котором один пролёт связан с другим с помощью нижнего пояса. По нижнему поясу ездят автомобили.
Мост Фрэнсиса Скотта Ки относится к мостам неразрезной системы. В мостах разрезной системы пролёты не зависят друг от друга, так как каждое пролётное строение опирается на свои опоры. Если судно протаранило бы такой мост, то рухнули бы лишь те пролёты, которые находились по соседству с пострадавшим, объясняет эксперт. Но на мосту Фрэнсиса использовалась неразрезная система, при которой падение одного пролёта повлекло за собой падение следующего, и следующего, и следующего... Как в карточном домике.
По словам Александра Кириллов, основная причина разрушения моста – именно его конструкция. Не виноват ни "возраст" – 47-летний мост из стали не считается старым, – ни инженеры. Они сделали всё в соответствие с законом.
– Опоры, которые чуть ли не насквозь светятся, не массивные, и вряд ли были рассчитаны на нагрузку от навала судов. Но некорректно винить в этом инженеров, – говорит Александр Кириллов. – Инженер всегда действует по конкретно заданной методике, поэтому уж если что и могло быть хоть как-то некорректным, так это техническая политика по расчёту строительства мостов.
Единственное, что было в этой истории неправильным, – маршрут, который выбрал капитан судна, шедшего вне фарватера. Его вину ещё предстоит определить властям штат.