Есть такая шутка: если вы страдаете от того, что громко плачет ребенок – значит, это не ваш ребенок. Когда у нас появляются дети, то мы незаметно для себя переходим из лиги "Куда смотрят родители?" в лигу "Зачем нервничать, это же всего лишь дети!". В общественных местах чужие дети могут доставлять много неудобств, но что делать, если накипело? Молчать, сделать замечание ребенку или выговор – его родителям?
"В идеальной картине мира родители следят за своими детьми, так что у посторонних взрослых не возникает необходимости делать замечание чужому ребенку, – рассказывает Metro детский психолог Мария Шаталова. – Например, обозвал мальчик кого-то на детской площадке – именно его мама или папа (няня, бабушка) должны подозвать своего ребенка и разобрать ситуацию: почему не надо обзываться, как можно извиниться и так далее".
Но в реальности возникают ситуации, когда родители заняты своими делами и не видят, что происходит. В таком случае, говорит психолог, нужно запомнить базовое правило: если взрослый рядом, то мы привлекаем его внимание к ситуации и (смотри пункт первый) уже сам родитель делает замечание своему ребенку.
"Если взрослого рядом нет, а ребенок нарушает ваши границы, вы можете сделать корректное замечание, но помните, что вы не имеете права воспитывать чужого ребенка, кроме того, это может никак не помочь (особенно если ребенок маленький), а вы только напугаете и еще останетесь виноватым", – предупреждает Мария Шаталова.
Поэтому, если ситуация не разрешается, лучше все же найти родителей или ответственных лиц, с которыми можно будет решить проблему.
По словам детского психолога, напрямую обращаться к ребенку из-за его действий можно со школьного возраста, но в корректной форме.
"При замечаниях детям не допускается использование угроз и запугиваний: "сейчас я тебе покажу!", "сейчас тебя полиция заберет" и так далее", – пояснила детский и семейный психолог Мария Шаталова.
Делать замечания через родителей предпочтительно не потому, что мы можем навредить личности ребенка, считает эксперт, а потому, что можем не получить необходимого результата.
"Родитель обладает большим влиянием на своего ребенка и может разрешить ситуацию быстрее и лучше, – говорит Мария Шаталова. – Стоит учитывать, что в одной семье могут разрешать вести себя определенным образом, в другой нет, поэтому замечание лучше делать так, чтобы заявить о своих границах, которые ребенок нарушает, без каких-то ярких оценок его действий. Всегда более действенны упреки и замечания с позиции "я-сообщения", то есть вы говорите: "Мне неприятно", "Мне громко", "Я испытываю дискомфорт от того, что...".
Что касается шума в самолете или толкания вашего кресла – опять-таки обращаемся к родителям, но не забываем, что если речь о детях до трех–пяти лет, то это тот возраст, когда детям может быть тяжело себя контролировать в силу незрелости и стрессовой ситуации: мама может очень стараться, а ребенок все равно будет плакать или просто вести себя шумно, обращает внимание эксперт:
"Если это критично, можно попробовать поменять место с помощью бортпроводника, а на будущее учитывать свою чувствительность и заранее брать беруши или покупать себе билет более высокого класса, где, скорее всего, не будет детей".