"Туфли-лодочки и юбка в пол – отличный выбор для размеренного привычного дня в офисе редакции", – думаю я во время утренних сборов, ещё не подозревая, что через пару часов буду лететь вниз головой на мотоцикле внутри металлического шара внушительных размеров.

"Шар смелости" – услышав о предстоящем приключении, я сразу же вбиваю запрос в поисковую строку: та-а-ак, опасность аттракциона вовсе не преувеличена. Но отказаться от задания редакции не позволяют принципы: партия сказала "надо", комсомол ответил "есть" – и я еду проверять свои нервы на прочность.

На входе в парк экстремальных аттракционов нас с фотографом встречает его основатель – лучезарный и энергичный Игорь Панин, известнейший российский каскадёр, член Всемирной академии трюка. Брутальные подвески на шее, свободная чёрная одежда, вязаная шапочка и уверенный взгляд – при всей своей внешней суровости постановщик трюков оказывается крайне приятным собеседником. В окружении восхищённой толпы он фотографируется и с интересом общается с первыми посетителями парка.

– Современная версия бессмертного аттракциона в нашем парке – это шестиметровый шар, в котором мотоциклисты разгоняются приблизительно до 50 км/ч, – объясняет Игорь. – Сначала трюкачи едут по кругу и "отбивают пять" по ладоням зрителей, стоящих в центре конструкции, а затем выходят в "бабочку", делая двойные разъезды по диагонали. Если людей внутри шара нет, наездник может сделать мёртвую петлю. Установленный нами мировой рекорд – 6 мотоциклов в пятиметровом шаре, такого не повторял ещё никто.

– Мотоциклы летают над головами в двух метрах от зрителя, чтобы тот ощущал этот жар, эту энергетику, непосредственную близость риска".
                                                                                                Игорь Панин, каскадёр

Тем временем трюкач заводит меня в железную махину: заметив, что каблуки моих несчастных туфель проваливаются в ячейки сетчатого шара, два молодых каскадёра подстилают мне под ноги кусок прорезиненного покрытия для лучшей устойчивости. Впечатлённая таким бережным отношением в сугубо жёсткой "мужской" обстановке, я перестаю паниковать, тем более сам Панин стоит рядом, решительно придерживая меня за плечо. Рёв моторов, запах покрышек, переживания за новую юбку – в голове смешивается абсолютно всё, когда вокруг меня начинают кружить две машины. Между приступами восхищения успеваю поглядывать на стоящего рядом Игоря: мастер, видевший трюк не одну сотню раз, наслаждается происходящим явно не меньше меня.

Доступным для массового зрителя этот аттракцион Игорь Панин сделал первым как в России, так и в мире.

Доступным для массового зрителя этот аттракцион Игорь Панин сделал первым как в России, так и в мире.

Александр Курковский

Фото:

Однако самое интересное ждёт меня во втором заходе: вместо статичного пребывания внутри шара я сама становлюсь мотогонщицей. "Прости меня, юбка..." – проносится в мыслях, пока я сажусь позади 20-летнего Александра, надеваю шлем и обхватываю байкера руками. Трюкач объясняет, что дополнительной страховки помимо крепких объятий не предусмотрено, и я бросаю на фотографа взгляд, полный мольбы. Храбрясь, наконец командую: "Поехали!" Мы разгоняемся, Александр напрягает каждый мускул, я беззастенчиво визжу. Когда же адреналин достигает максимума, а я перестаю различать пол и потолок, меня осеняет: "Да ну её, эту юбку!"

Как поражающий своей смелостью номер покорил весь Союз

Историю известнейшего аттракциона рассказала Metro Марина Маяцкая – дочь Петра и Надежды Маяцких, культовых артистов советского цирка

После получения травм на "Шаре смелости" артистка создала аттракцион с группой гепардов, став единственной дрессировщицей этих хищников в России. На фото 1998 года она в цирковом костюме. Архив Марины Маяцкой.

После получения травм на "Шаре смелости" артистка создала аттракцион с группой гепардов, став единственной дрессировщицей этих хищников в России. На фото 1998 года она в цирковом костюме. Архив Марины Маяцкой.

 

 

Как была устроена оригинальная версия аттракциона "Шар смелости"?

– Металлический сетчатый шар диаметром 7 метров подвешивался под куполом циркового манежа на высоте 10–12 метров, а внутри него мои папа, мама и брат выполняли трюки на мотоциклах. Кульминация происходила, когда две половинки шара разъезжались: один мотоциклист продолжал движение по самому краю верхней полусферы, в то время как нижняя часть опускалась на манеж, оставляя ездока надеяться лишь на центробежную силу.

В современной версии аттракциона шар не подвешивается, а выкатывается на манеж и стоит на опоре. Его размер обычно меньше того, что придумал папа: сейчас в приоритете мобильность и возможность разместить шар в небольших цирках, шапито и на городских площадях.

Пётр и Надежда Маяцкие не пророчили дочери судьбу цирковой артистки. Отец Марины, как никто другой, понимал, что профессия сопряжена с огромным риском, и хотел уберечь девочку. Тем не менее Марина – истинная дочь своего отца – настояла на своём желании присоединиться к семье на сцене. Архив Марины Маяцкой.

Пётр и Надежда Маяцкие не пророчили дочери судьбу цирковой артистки. Отец Марины, как никто другой, понимал, что профессия сопряжена с огромным риском, и хотел уберечь девочку. Тем не менее Марина – истинная дочь своего отца – настояла на своём желании присоединиться к семье на сцене. Архив Марины Маяцкой.

 

 

Какой путь прошёл Пётр Никифорович перед тем, как появился этот номер?

– Отец был выдающимся мастером циркового искусства в разных жанрах: он был и акробатом, и гимнастом, и гонщиком. Помимо шара он разработал массу номеров, среди которых уникальные "мотогонки по треку" и номер с першем (длинным шестом для эквилибристики), который Пётр держал на плечах, а сверху на шесте находилось огромное колесо, где кружился мотоцикл.

Что касается шара, папа сделал его за свои деньги: приехал на завод в Свердловск, разработал конструкцию вместе с инженерами и, пока шар изготавливался, ночевал там же, с рабочими. Потом это железо привезли в Днепропетровск, и там уже начались тренировки. "Шар смелости" был запатентован в 1950 году и вскоре стал признанным ведущим аттракционом советского цирка.

От одного вида шара захватывает дух, и не случайно: семья Маяцких пережила множество несчастных случаев. После выступления 1975 года Марина получила 3-ю группу инвалидности, врачи запретили ей работать в шаре. Архив Марины Маяцкой.

От одного вида шара захватывает дух, и не случайно: семья Маяцких пережила множество несчастных случаев. После выступления 1975 года Марина получила 3-ю группу инвалидности, врачи запретили ей работать в шаре. Архив Марины Маяцкой.

 

 

А когда вы приступили к тренировкам?

– Перед тем как сесть на мотоцикл, я училась крутить педали: для участия в номере нужно было иметь сильные ноги. Поэтому папа вывозил меня вместе с велосипедом за город, и в то время, как он возвращался на машине обратно, я ехала на двух колёсах за ним следом. Хорошо подготовившись, я начала выступать – я уже тогда училась в институте. Только потом мне доверили мотоцикл.

В шаре Маяцкие выступали ещё и на велосипедах. Это было гораздо труднее из-за отсутствия мотора, для разгона по стенкам шара нужно было прикладывать колоссальные физические усилия. Архив Марины Маяцкой.

В шаре Маяцкие выступали ещё и на велосипедах. Это было гораздо труднее из-за отсутствия мотора, для разгона по стенкам шара нужно было прикладывать колоссальные физические усилия. Архив Марины Маяцкой.

 

 

Почему аттракцион стал настолько популярным?

– Изначально номер в Союзгосцирке вообще не хотели принимать, он казался чем-то из области фантастики. Это судьба всех фанатиков-изобретателей, получающих признание своих новаторских замыслов гораздо позднее, чем того бы хотелось. Тем не менее из-за проводимой в стране индустриализации в те годы были очень востребованы номера технического характера. К тому же молодёжь активно увлекалась техническими видами спорта, поэтому аттракцион сразу обрёл свою аудиторию по всей стране, включая Москву.

Вместе с родителями в аттракционе выступал также старший брат Марины – Вячеслав Маяцкий. Однако, когда в цирке начала работать сестра, парень решил не продолжать свою цирковую карьеру и перестал выступать. Он окончил физкультурный институт, стал тренером, а позже и судьёй международного класса. Архив Марины Маяцкой.

Вместе с родителями в аттракционе выступал также старший брат Марины – Вячеслав Маяцкий. Однако, когда в цирке начала работать сестра, парень решил не продолжать свою цирковую карьеру и перестал выступать. Он окончил физкультурный институт, стал тренером, а позже и судьёй международного класса. Архив Марины Маяцкой.

 

 

Какие несчастные случаи происходили с вашей семьёй во время высту­плений?

– Две жуткие аварии случились в Красноярске: в 1963 году мотоцикл моего отца зацепился подножкой за ячейку сетки, папа рухнул на дно шара, а сверху его придавил мотоцикл. Получив множество переломов, он долгое время восстанавливался, но всё-таки вернулся в номер. 12 лет спустя в том же городе на гастролях случай повторился. Нижняя полусфера вместе со мной и мамой рухнула на манеж – не выдержала старая лебёдка. Выступления прекратились, и с 1975 года номер никто не воссоздавал.

Сейчас, если я хочу углубиться в хорошие воспоминания, я разглядываю наш фотоархив. Что касается травм, я стараюсь их забыть, потому что до сих пор они имеют для меня очень тяжёлые физические последствия.

Почему аттракцион не воссоздавался с 1975 года?

– Это очень сложная конструкция, она предполагает большой объём работы. Громоздкий шар транспортируют и подвешивают под куполом цирка, а для этого нужна особая инженерная грамотность. В шапито поместить его вообще невозможно, а крупным циркам вкладываться в такие сложные технические номера невыгодно – сейчас ушло время предприимчивых артистов-одиночек.