В составлении коллекции принимали участие основатель ГИМа граф Алексей Уваров, известный коллекционер русской истории Пётр Щукин, великий князь Дмитрий Павлович (внук Александра II) и многие другие.
– О каждом из венцов можно написать книгу, – уверена Зинаида Михайлова, хранитель коллекции венцов, научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея.
Деревянные венцы – очень хрупкие предметы, реставрировать их очень сложно. Поэтому ко Дню семьи, любви и верности в Историческом музее решили специально показать две пары восстановленных специалистами Реставрационного центра имени Грабаря брачных венцов XVII–XVIII вв.
По словам Людмилы Синицыной, художника-реставратора высшей категории, эта работа стала по-своему уникальным опытом в её практике: тонкая древесина венцов была сильно деформирована, они фактически распались на части в результате либо падения, либо длительных колебаний температурно-влажностного режима.
– Мы должны были как-то соотнести края расколотых частей, соединить их максимально возможно плотно, – рассказывает Metro Людмила Синицына. – Один из венцов мы так и оставили несоединённым по решению реставрационного совета, потому что распрямить его обе части, закрученные практически в спираль, было невозможно. Надо отметить, что это не просто деревянные венцы, а своеобразные иконы: То есть на них есть паволока, на паволоке левкас, темперная роспись с разнообразными иконографическими сюжетами.
Венец – древний ритуальный предмет: им награждали победителей, в них вступали в брак и отправляли в последний путь.
На Руси венок имел сакральное значение ещё в дохристианскую эпоху, его использовали при гадании, как оберег и свадебный атрибут. Так что с принятием христианства обряд церковного бракосочетания закономерно назвали "венчанием" – от слов "венок" и "венец".
– Главным моментом церемонии стало возложение брачных венцов на головы жениха и невесты, – рассказывает Зинаида Михайлова. – Церковь наделила их глубоким символическим значением, выражающим смысл христианского брака, где двое "венчаются в плоть едину". Венцы стали символом нерушимого брачного союза.
Несмотря на сакральное значение брачных венцов, единых канонов их изготовления не было, за исключением правила изображать Христа на мужском уборе и образ Богородицы – на женском. В остальном их формы могли быть сколь угодно разнообразны. О деревянных брачных венцах писал даже сподвижник Петра I, известный богослов и публицист Феофан Прокопович.
Жениха и невесту во время венчания называли "князем" и "княгиней", поэтому известный археолог Николай Покровский в XIX веке выделил шесть форм венцов на основе княжеского головного убора: обруч, обруч с перекрестьями из дуг, обруч с дугами и декором, венцы в форме короны, великокняжеские уборы, архиерейские митры.
В каждом регионе России у венцов были свои особенности. Например, в Великом Новгороде их расписывали монохромным растительным орнаментом, а в Поволжье они были более насыщенные по цветам.
– Любопытно, что ни на одном венце нет изображений примеров идеального супружества – святых Петра и Февронии, Адриана и Наталии, Ксенофонта и Марии, – рассказывает Зинаида Михайлова. – Все пары на венцах – библейские. Вероятно, это связано с высоким идеалом брака, установленным в Священном Писании. Именно вечный союз между мужчиной и женщиной, благодаря которому они становятся единым целым, должен был стать нормой жизни обычных людей.
Сегодня деревянные брачные венцы уже не встретить: их делают из металла и латуни, иногда из драгоценных металлов и так же украшают иконами.