Железная дорога открылась в 1851 году. Она стала не первой в стране (было несколько коротких), но первой столь продолжительной – 644 км. Сразу было построено два пути, что для того времени считалось современным. 

– Главным архитектором дороги был назначен Константин Тон, придворный архитектор, невероятно талантливый, – рассказывает Metro Юрий Егоров. – Он спроектировал Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Храм Христа Спасителя и оба вокзала – Московский и Ленинградский (в те времена – Николаевский). Железная дорога была настолько важна, что создавать её приглашали лучших архитекторов.
Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве. 1855-1864 годы. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве. 1855-1864 годы. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

По железной дороге сначала курсировали паровозы, затем на короткое время их заменили тепловозы, а с 1861 года стали ездить уже электропоезда.

Железной дорогой пользовались все: и императоры, и чуть менее известные личности, и простые люди. 

Для императоров на всех вокзалах были созданы особые комнаты – рабочие кабинеты, где можно было принять городскую делегацию и подписать документы. 

У Николая II было пять специальных поездов. Для пригородных поездок – одни, для дальних – другие, для поездок в Европу – третьи. 

– В течение всей поездки императора вдоль железной дороги скакала конная стража, – говорит Юрий. – Сначала они сопровождали все императорские поезда, затем находились только на крупных станциях. 
Мост и насыпь через реку Сходня (ныне между Химками и Сходней). 1855-1864 годы..Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Мост и насыпь через реку Сходня (ныне между Химками и Сходней). 1855-1864 годы..Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

Для всех путешествие из Петербурга в Москву в первые годы начиналось с посещения полиции.

– Считалось, что железная дорога – столь быстрый способ передвижения, что воспользовавшись им, можно было укрыться от правосудия, – продолжает Юрий. – Прежде чем купить билет, нужно было сначала пойти в полицию и получить справку о благонадёжности. Только после этого в кассе на вокзале продавали билет. Походы за справкой закончились вместе с развитием телеграфного сообщения: примерно через 10 лет после открытия железной дороги. 
Станция Химская (ныне Химки). 1855-1864 годы. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Станция Химская (ныне Химки). 1855-1864 годы. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

В середине XIX века эта дорога была настоящим чудом. Сохранились воспоминания очевидцев, и одно из них оставил французский поэт, прозаик и путешественник Теофиль Готье. Он ехал из Петербурга в Москву в начале 1860-х. 

Тогда на станциях поезда надолго останавливались, чтобы поменять паровоз, проверить техническое обеспечение, дать возможность отдохнуть локомотивной бригаде. В это время пассажиры шли обедать. 

Готье писал, что был поражён: лучшие французские вина оказались в Российской империи и подавали их на станциях в этом поезде. Также его поразила архитектура станций. "Построенные по единому плану станции великолепны, – писал Готье в своей книге "Путешествие в Россию". – В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все".

Станция Бологое. 1864 год. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Станция Бологое. 1864 год. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

Про Николаевскую железную дорогу сложено несколько легенд. Эксперт рассказал Metro о самом интересном:

Дорога проведена по линейке

Такая версия гуляет по сети, но это далеко от истины. Император Николай I, устав от обсуждений, каким путём пустить дорогу, положил линейку на карту и сказал: "Идите по ней". Но всё было совсем не так. 

Действительно, шли бурные обсуждения, как прокладывать дорогу: кратким прямым путём от Петербурга до Москвы или путём длиннее, но с заходом в крупные города – Тверь и Великий Новгород.

Станция Окуловка. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Станция Окуловка. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

– Если для Твери удлинение составляло несколько километров, то для Новгорода дорогу нужно было проложить на 80 км, – говорит Юрий. – Николай I принял решение после того, как выслушал Павла Мельникова, автора проекта этой железной дороги и одного из начальников строительства. 

Мельников сказал: "Сейчас эта дорога одна, но впоследствии их будет множество. Если сейчас построим дорогу с заходом в эти города, нам понадобится затем её спрямлять. Зная сейчас, как строить правильно, зачем заводить дорогу в Тверь и Новгород". 

На это Николай ответил: "Рад, что ты со мной одного мнения, ведите дорогу прямо". Не по линейке, но без захода в Тверь и Новгород. Николай I был очень образованным человеком, инженером и прекрасно понял, что ему пытался объяснить Мельников.  

Привидение на Мстинском мосту

Есть легенда, что на Мстинском мосту, на участке между населённым пунктом Бологое (Тверская область) и Петербургом, живёт одинокое привидение. 

Депо Николаевской железной дороги. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Депо Николаевской железной дороги. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

– Во время Великой Отечественной войны там разбомбили эвакуационный поезд, который шёл из Ленинграда, – говорит Юрий. – И вот вам реальный факт: локомотивные бригады рассказывали, что на рассвете видели прямо на путях непонятную фигуру в белых одеждах. А летом, как раз ранним утром, поезд проходит этот самый Мстинский мост. 

Локомотивная бригада, заприметив загадочную фигуру, стала тормозить. А когда поезд к ней подъехал – она испарилась. Стали расследовать и выяснили по документам, что это не первая локомотивная бригада, которая тормозит на данном участке дороги. 

До сих пор так и не выяснили, что это было за явление. Так родилась легенда о гуляющем на рассвете привидении. 

Николая I и красная шапочка

Когда дорогу построили, император решил по ней проехать и всё посмотреть. Случилось это 19 августа 1851 года. Он останавливался на всех крупных станциях, выходил, осматривал сооружения. В этом поезде его сопровождали инженеры. 

Как только поезд Николая I подъехал к Мстинскому мосту, он вышел и пересел на лодку, которая довезла его до противоположного берега.  

Мстинский мост. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

Мстинский мост. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

 

 

– Ехать по нему Николай не рискнул: долина у Мсты глубокая, от уровня рельсов до уровня воды там больше 50 метров, а мост деревянный. Красивая лёгкая ажурная конструкция, которую спроектировал гениальный инженер Дмитрий Журавский, буквально висела над пропастью, – объясняет Юрий. – На другом конце берега император махнул рукой поезду, мол, поехали! И тут машинист дал пар в машину, колеса закрутились и стали проскальзывать. 

Оказалось, нашёлся сотрудник, который перед приездом императора решил сделать красиво и покрасил рельсы чёрной масляной краской. Естественно, по маслу колёса не ехали. Кто-то из инженеров понял, что произошло, посыпал рельсы песком, и поезд поехал. 

Император был недоволен. Когда ему всё объяснили, он сказал: "Приведите сюда этого дурака, наденьте на него красную шапку, пусть все увидят, кто он".

На станции Тверь. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.

На станции Тверь. 1855-1864 года. Фотограф Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым.