О чём фильм
В исправительной колонии № 14 Санкт-Петербурга заключённые устраивают бунт. Вырвавшиеся на свободу зэки кладут охрану, но внезапно появляется майор Гром (Тихон Жизневский) и усмиряет разбушевавшуюся братву двумя железными кружками и прицельными ударами ног. За воротами тюрьмы его уже ждут в очередной раз озабоченный безрассудством Грома начальник полиции Фёдор Иванович (Алексей Маклаков), преданная ему журналистка Юлия Пчёлкина (Любовь Аксёнова), верный напарник Дмитрий Дубин (Александр Сетейкин) и слава, в лучах которой он купается в последнее время. В киосках продаются игрушки в виде Игоря Грома, его кепочку носят дети и взрослые, а граффити с его изображениями украшают исторические здания. Мало того – Грому открыли памятник.
Всё вроде бы наилучшим образом складывается для главного героя, и он даже говорит Пчёлкиной, что счастлив, но тут в отделение приезжает заместитель министра юстиции Мария Архипова (Ольга Сутулова) с планами провести оптимизацию. Она хочет заменить полицейских дронами, которые будут следить за порядком в городе, эффективно бороться с преступностью и не пить слишком много пива. Производитель дронов – таинственный Август ван дер Хольт (Матвей Лыков), намерения которого не похожи на добрые. Гром едва не становится жертвой покушения, и погоня за исполнителем собственного возможного убийства приводит неутомимого майора к членам "Отряда мертвецов", один из которых, некто Призрак, собирается установить в Петербурге свои порядки. Гром пускается по его следу, что стоит ему репутации и едва не стоит жизни – и не только ему.
Впечатления
В новом "Громе" есть почти всё, к чему привыкла сформированная голливудскими гигантами отечественная аудитория. Супергерой, который борется со злом, сразу несколько форм этого зла, динамичное действие и красивая картинка. Это рассчитанный на большую кассу продукт, в котором нет ничего художественно непредсказуемого: ни одно из претерпеваемых героем испытаний не способно поколебать запрограммированной зрительской уверенности, что в конце "всё будет хорошо".
Здесь математически выверено и просчитано всё, включая драки, которые представляют из себя не хаотичные вспышки гнева, а настоящие хореографические этюды – за них отвечала школа сценического боя "Кун-До" под руководством Роберта Куна, которая специализируется на разработке боевых сцен. Фильм начинается именно с драк – бунта уголовников в тюрьме "Кресты", который сразу задаёт сюжету нерв американских горок и, в принципе, на всём его протяжении почти не теряется. Зэки, кстати, получились очень колоритные – особенно впечатлил кинодебют Евгения Чебаткова в образе предводителя уголовников – в сложном гриме, с фиксами и в татуировках по всему лысому черепу.
То обстоятельство, что одну из ярких эпизодических ролей отдали именно известному стендаперу, не случайно: в сюжетную ткань вплетено много актуальных примет сегодняшнего дня с разной смысловой нагрузкой. Целая галерея известных блогеров мелькнёт на экране, когда авторитет Грома поколеблется – как армия голосов, создающих общественное мнение. Один из лидеров поисковых запросов – дрон – становится двигателем сюжета, а в одном из эпизодов мелькнёт даже вейп, вызвав зрительский смех и наверняка – вопросы депутатов, которые борются с этой напастью.
Смешного, кстати, в фильме не так уж много, хотя само по себе построение сюжета по избитому голливудскому лекалу – супергерой против сил зла – даёт определённый простор для приколов, которые были бы понятны любому. Всё в основном довольно серьёзно, за исключением редких моментов вроде выпивания Громом всего спиртного в баре ради разминирования города и получения после этой истории прозвища Майор Сто Грамм.
В голливудском клише авторы фильма не очень хитро припрятали и целый ряд карикатур на общественно-политическую картину дня: в образе заместителя министра юстиции Марии Архиповой только слепой не увидит бывшего вице-премьера российского правительства Викторию Абрамченко, а в "Отряде мертвецов" – группу "Вагнер". Сама по себе ситуация с членом отряда, собирающимся что-то где-то захватить, тоже подозрительно напоминает одну историю. Впрочем, если вам десять лет, то все эти параллели останутся вами абсолютно незамеченными и нимало не помешают просмотру этого энергичного фильма.
В картине есть один показательный эпизод: Пчёлкина дарит Грому новый телефон, требуя, чтобы он научился вести свои страницы в соцсетях. На его заставке – их общее фото на фоне парижского Диснейленда как вряд ли случайный намёк на идеальный мир, из грёз о котором выросла вся эта история. В контексте планов международного проката картины этот эпизод, вероятно, вполне оправдан, но для значительной части отечественной аудитории уже выглядит как безнадёжный архаизм, вызывающий лишь усмешку. "Прелесть современного общества в том, что впереди идут эмоции", – роняет горькую истину Призрак. Какие-то из заложенных в картину эмоций уже безнадёжно устарели.
Досье
Режиссёр: Олег Трофим Сценарий: Артём Габрелянов, Николай Шишкин, Екатерина Краснер, Евгений Чебатков Оператор: Максим Жуков
В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Александр Сетейкин, Алексей Маклаков, Матвей Лыков, Андрей Трушин, Сергей Горошко, Константин Хабенский, Ольга Сутулова, Евгений Чебатков, Олег Чугунов, Дмитрий Чеботарёв