В повседневной жизни каждый из нас может столкнуться с хамством. Исследование, опубликованное социологическим агентством "Вебер", показало: 89% россиян хотя бы раз встречались с этим явлением. Причём 60% россиян хамили на дорогах и в Интернете, 48% – в общественном транспорте и поликлиниках. В магазинах с грубостью столкнулись 43% опрошенных, на улице – 28%, на рынке – 22%. 

Иногда хамство происходит настолько неожиданно и тонко, что бывает сложно быстро сориентироваться и отреагировать на него допустимо для самого себя. Как результат, мы расстраиваемся, причём иногда надолго, сто раз прокручиваем в голове ситуацию, думая, как нужно было отреагировать. 

Как строить диалог с хамами, чтобы это не вредило, Metro рассказала психолог Кристина Мизерная.

Откуда берутся хамы

– Хамство – это форма агрессии и манипуляции. Причём может быть как открытой, так и скрытой (когда человек не нарывается на прямой конфликт, но тем не менее выражает свою агрессию завуалированно), – рассказывает психолог. –  Как правило, для хамов их поведение считается нормой, к которой они привыкли с детства. Непринятие со стороны родителей, регулярное нарушение их личных границ со стороны близких, отсутствие эмоционального контакта – все эти причины формируют в голове человека соответствующую модель поведения во взрослой жизни. Внутренние убеждения о себе "я плохой", "я недостойный" или, например, "я не важен", "мои желания не важны" в результате приводят к развитию неуверенности в себе, подавленной агрессии, недовольству собой и жизнью, которые как раз-таки выплёскиваются на других, приняв форму хамства.

К тому же для агрессоров грубость – это возможность обратить на себя внимание. С детства они точно поняли, что для того, чтобы обратить внимание родителей на себя, нужно что-то сделать. И не важно, каким именно будет это поведение – "хорошим" или "плохим". 

И вот хам привлёк ваше внимание, и ему сразу же стало легче. А почему же плохо вам?

– Грубостью и хамством манипулятор старается включить вас в свою опасную игру, – говорит Кристина Мизерная. – Если вы отвечаете, причём не важно чем – внутренним шквалом эмоций или обратной агрессией, – он добивается своего, а вы можете почувствовать себя разбитым, как-будто из вас “высосали” всю энергию.

Как реагировать на провокацию

Для этого есть несколько правил, объясняет Кристина Мизерная.

  • Главное в этой ситуации – не отвечать хамством на хамство, но и не молчать. Ведь тогда хам решит, что вы его победили. Вместо этого:
  • Сохраняйте спокойствие. Доминирует тот, кто спокоен, ведь главная цель манипуляции – нащупать болевые точки и вызвать нужную эмоцию. И если вы поддаётесь, то теряете контроль над своим поведением и оказываетесь в уязвимом положении: вами легче управлять. Вместо того чтобы останавливаться и ругаться, улыбайтесь и проходите мимо. Так вы обезоружите агрессора, он поймёт, что вы не включитесь в его игру.  
  • Переключайте разговор на оппонента. Доминирует тот, кто задаёт вопросы и говорит о другом человеке больше, чем о себе. Жертва же при этом выдаёт важную информацию и становится более уязвимой. 
  • Оставайтесь во взрослой позиции. Стойте на своём, будьте главным. Если вы начинаете оправдываться, вы проигрываете перед манипулятором. 
  • Сместите фокус внимания. Переключите агрессора на другую тему. Спросите о погоде. Как только человек переключит своё внимание на отвлечённую тему, накал негативных эмоций начнёт снижаться и конфликт будет исчерпан.
  • Сохраняйте свои границы. Сделать это можно с помощью простых фраз, произнесённых уверенным голосом: "Мне неприятен этот разговор! Я считаю оскорблением разговоры подобного рода". И сразу сворачивайте беседу. Вообще, правило любого дипломата – если чувствуете, что разговор идёт не так, как вам надо, его нужно как можно скорее свернуть.

Источник: gazetametro