При жизни поэта, начиная с 1823 года, на тексты его лирических стихотворений композиторы создали более 70 романсов. Большинство произведений Пушкина получили театральные и кинематографические интерпретации значительно позже. В Российской государственной библиотеке решили посмотреть, как постановки пушкинских шедевров увидели отечественные художники-плакатисты и собрали плакаты по его произведениям на выставке "Пушкин в зрительских креслах: экранизации и театральные постановки произведений поэта в плакате". Это настоящие шедевры – в советское время в жанре плаката трудились лучшие художники-графики страны.

Так видели шедевры поэта советские графики.

Так видели шедевры поэта советские графики.

Российская государственная библиотека

Фото:

География плакатов тоже очень интересна – от столичных театральных сцен и киноплощадок до кишинёвских, киевских, саратовских и новосибирских подмостков.

– Поэтический гений поэта отмечен особой музыкальностью, поэтому на его крупные произведения написано 17 опер, которые с момента создания вошли в репертуар отечественных музыкальных театров. Это зафиксировано в многочисленных театральных плакатах, – рассказала Metro заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Родионова. – Но мы решили сделать основной акцент в экспозиции на малоизвестных постановках провинциальных театров и в неожиданных жанрах, таких как мюзикл, цирковое представление или рок-опера.
"Поэт и царь". Плакат к фильму постановка Владимира Гардина и Евгения Червякова. Москва, 1927..

"Поэт и царь". Плакат к фильму постановка Владимира Гардина и Евгения Червякова. Москва, 1927..

Российская государственная библиотека

Фото:

Прозу и большие поэтические произведения Пушкина очень часто экранизировали. В фондах библиотеки хранятся плакаты к фильмам "Руслан и Людмила" (постановки 1938 и 1972 гг.), "Коллежский регистратор" (по повести "Станционный смотритель", 1925), "Капитанская дочка" (1958), "Евгений Онегин" (1959), "Пиковая дама" (1960), "Метель" (1964), "Выстрел" (1967), "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976), "Борис Годунов" (1986). Созданные в разные годы плакаты часто построены на использовании отдельных эпизодов фильмов, авторски переосмысленных художниками.

– К сказкам Пушкина неоднократно обращались отечественные мультипликаторы, однако в силу ориентации на телевизионную аудиторию при их продвижении редко использовали плакат, – рассказывает Любовь Родионова. – Одним из редких примеров стала реклама мультфильма "Сказка о царе Салтане" 1984 года.
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Плакат к рок-опере. Художник Галина Корбут. Санкт-Петербург, 1999..

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Плакат к рок-опере. Художник Галина Корбут. Санкт-Петербург, 1999..

Российская государственная библиотека

Фото:

Художественных фильмов о жизни Пушкина намного меньше: "Поэт и царь" (1927), "Юность поэта" (1936), "Глинка" (1946) и "Последняя дорога" (1987). В плакатах к этим фильмам художники нередко использовали узнаваемые портреты поэта. Исключением можно считать только рекламу к ранней биографической драме Владимира Гардина и Евгения Червякова 1927 года "Поэт и царь" о последних днях Пушкина, оформленную в виде заполненного бланка телеграммы. Этот фильм, кроме того, стал первой историко-биографической картиной советского кино.

Ранние художественные фильмы по произведениям поэта и о его биографии нередко выходили в прокат повторно, потому и плакаты к ним рисовали не только к премьере, но и к повторным показам. Например, фильмы "Коллежский регистратор" и "Юность поэта", вышедшие в 1937 году, ещё раз показывали в период так называемого малокартинья конца 1940-х – 1950-х годов.

"Юность поэта". Плакат к фильму, постановка Абрама Народицкого. Художник Фёдор Бочаров. Москва, 1949..

"Юность поэта". Плакат к фильму, постановка Абрама Народицкого. Художник Фёдор Бочаров. Москва, 1949..

Российская государственная библиотека

Фото:

– Мы хотим познакомить зрителей с редко представляемыми широкой публике графическими интерпретациями творений Пушкина и подтолкнуть повторно обратиться к давно прочитанным, но бесконечно пространственным по смысловой глубине произведениям поэта, – говорит Любовь Родионова.
Так видели шедевры поэта советские графики.

Так видели шедевры поэта советские графики.

Российская государственная библиотека

Фото:

Источник: gazetametro