Режиссер: Байбулат Батуллин

Сценарист: Байбулат Батуллин, Тагир Мингазов, Дарья Беседина

В ролях: Рабит Батуллин, Роза Хайруллина, Юнус Таиров, Алмаз Хамзин, Нияз Мубаракзянов, Сирень Байрамов, Алина Насибуллина, Нурбек Батуллин и др.

Шестилетний Ильхам приезжает на каникулы к бабушке Суфие и дедушке Расиму в маленькую татарскую деревню. Однако внезапно родители мальчика гибнут в авиакатастрофе. Старики оттягивают с тем, чтобы открыть внуку страшную правду, и дедушка неожиданно предлагает ему сыграть в народную татарскую игру "ядәш" – после того, как разрываешь куриную косточку, надо постараться, чтобы соперник забыл сказать "помню", когда у тебя что-то берет. И тогда нужно будет выполнить задание победителя. Постепенно игра увлекает и безутешную бабушку, и других жителей деревни.

Роза Хайруллина в своем привычном амплуа эксцентричной пожилой дамы здесь смотрится на удивление органично. Чудачества ее героини не раздражают, а трогают. Все потому, что идет игра на нерве: вот Суфия, с коробкой на голове, изображает для внука робота, когда тому делают тест ДНК, и за коробкой этой скрыто отчаяние бабушки из-за того, что родителей мальчика больше нет.

Эпатажный добродушный дедушка Расим в исполнении Рабита Батуллина, отца режиссера, не отстает от своей супруги. Расим балует Ильхама: то, нарочно проиграв, покупает ему ведро мороженого, то набирает ему ванну газировки. Однако выходки дедушки усугубляет его пристрастие к алкоголю, окрепшее на фоне потери единственного ребенка, – вот и предстает Расим перед соцработником в чем мать родила, распевая татарские песни в детский микрофончик.

Рабит Батуллин и Роза Хайруллина.

Рабит Батуллин и Роза Хайруллина.

Предоставлено организаторами

Фото:

Сам мальчик Юнус Таиров играет восхитительно, это как глоток свежего воздуха на фоне многих посредственных детей-актеров в российском кино. Сердце особенно болит в одном моменте – когда Ильхам сосредоточенно пытается дозвониться до родителей, но телефон упорно отвечает, что "абонент временно недоступен".

Юнус Таиров в роли Ильхама.

Юнус Таиров в роли Ильхама.

Предоставлено организаторами

Фото:

Очаровательны и второстепенные персонажи: участковый-стендапер, местный парень-хипстер. Игра в "ядәш" меняет их, заставляет бороться за свои мечты, а подается это все очень нежно и аккуратно.

Режиссер говорит, что в шутку называл свое творение "японским", потому как его отец похож на Хаяо Миядзаки. Однако "Бери да помни" больше напоминает работы Уэса Андерсона, в том числе и в визуальном плане: вот залитые солнцем татарские пейзажи, а вот оранжевый полумрак спаленки в расписном доме главных героев. Камерная трагедия, камерное счастье – все здесь взаимосвязано, а куриная косточка – ключик к спасению.

Татарские обычаи с любовью показаны в фильме.

Татарские обычаи с любовью показаны в фильме.

Предоставлено организаторами

Фото:

Татарский колорит настолько плавный и умиротворяющий, что невозможно им не проникнуться. А многочисленные песни на национальном языке создают атмосферу милой сказочности.

Еще интересный факт: Байбулат Батуллин был тем самым оператором, заснявшим в уже далеком начале 2010-х странную старушку, принявшую его камеру за сову. В фильме зрителей порадует забавная отсылка к этому мему.

Оценка: 5 из 5