Режиссёр: Андрей Богатырёв
Сценаристы: Георгий Шенгелия
В ролях: Вольфганг Черни, Дмитрий Павленко, Антон Вохмин, Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Павел Абраменков и др.
Ветерану Русско-японской войны, владеющему основами джиу-джитсу, инструктору школы милиции Виктору Спиридонову партия даёт задание подготовить сборную для спартакиады, которая пройдёт в 1936 году в Москве.
Спиридонову приходится набирать бойцов в основном из криминальных элементов, которые, во-первых, охотно соглашаются сменить тюремные нары на спортзал, а во-вторых, быстро учатся уворачиваться от ударов.
Когда процесс подготовки спортсменов у новоявленного тренера вроде стал налаживаться, появляется конкурент в лице Василия Ощепкова (неузнаваемый красавец Вольфганг Черни), мастера дзюдо, которым он в совершенстве овладел в Японии и теперь учит всех желающих.
Двум наставникам предстоит доказать, кто из них лучше. Их первоначальная ревность постепенно сменяется признанием и дружбой. Объединившись, они создают новый вид единоборства – самбо (самозащита без оружия).
Официальной датой рождения самбо является 16 ноября 1938 года, так что выход фильма приурочен к 85-летию советского вида единоборств.
Персонажи картины – реальные люди, на самом деле принимавшие участие в создании и развитии самбо. Но, как предупреждают авторы фильма в начальных титрах, не стоит от художественного произведения ждать хронологической и фактической точности.
"Легенда о самбо" – это в большой степени фантазия на тему, как это могло быть, с вольными сценарными допущениями. Да и снят фильм в стиле, напоминающем что-то среднее между комиксом и наивным советским кино. Все персонажи выглядят гротескно, как супергерои, выполняющие свою конкретную миссию.
Товарищ старой закалки Виктор Спиридонов, не вылезающий из гимнастёрки и привыкший всё решать силой. Представитель нового поколения Ощепков в белом кимоно, видящий в борьбе не только спорт, но и философию. Их чистые атлетические помыслы сталкиваются с коварством партийных интриганов, а сами они, конечно, падут жертвами режима, но дело их выживет.
Контрастные кадры, в которых преобладают красные, чёрные и белые цвета, барабанная дробь, пафосные речи о вере в добро и судьбу превращают "Легенду" в поэтическое полотно, в котором меньше всего хочется искать исторические неточности. Потому что это искусство.
Оценка: 4 из 5
Источник: gazetametro.ru