В 2007 году Римас Туминас в должности художественного руководителя возглавил Театр имени Евгения Вахтангова, работу в котором завершил 9 февраля 2022 года.
Римас Туминас – многократный участник Международных театральных фестивалей "Балтийский дом". Журналисты Metro часто брали у него комментарии и делали интервью. Публикуем материал, сделанный в 2010 году.
Верю, что спектакли, с которыми мы прощаемся, продолжают существовать в других измерениях
В Петербурге завершился ХХ Международный фестиваль "Балтийский дом". Литовский режиссер Римас Туминас в последний раз показал свой спектакль "Маскарад".
Он поделился мыслями о нем и своем творчестве с корреспондентом Metro.
О спектаклях-долгожителях
“Много лет назад я поставил спектакль “Маскарад” в Вильнюсе. Но у каждого спектакля есть свой срок. Я верю, что спектакли, с которыми мы прощаемся, продолжают существовать в других измерениях и там становятся идеальными. Михаил Ульянов очень хотел, чтобы в Вахтанговском театре шел "Маскарад". Потом я узнал, что в Москве его ставили в июне 1941 года, композитор Хачатурян написал вальс для молодой актрисы Казанской – говорят, у них был роман. 21 июня была генеральная репетиция. А 22-го началась война, и спектакль приостановили. Мне захотелось вернуть этот вальс в стены театра, и теперь "Маскарад" идет в Вахтанговском театре. “
О сходстве с Лермонтовым
“С Лермонтовым у меня особые отношения. Еще в школе учительница рассказала, что писатель был смуглый лицом. Мы не поняли, что это значит, и попросили объяснить. Тогда учительница нашла меня взглядом: "Посмотрите на Римаса, у него смуглое лицо". Я был очень горд! Дня два всматривался в свое отражение и думал, что смуглость – это что-то исключительное.”
О компромиссах
“Когда меня пригласили возглавить Вахтанговский театр в Москве, я долго отказывался. Но в Малом театре в Вильнюсе надо было что-то менять, я должен был стать жестоким диктатором, кого-то уволить. Мои коллеги, с которыми я знаком с молодости, восприняли бы это как предательство. А я не хотел этого. Потом заметил, что подросли молодые режиссеры, которым можно доверить труппу, и согласился уехать в Москву.”
О тихом литовце
“В Москве моя жизнь долго ограничивалась рамками "квартира – театр". Конечно, можно было сшить себе пару костюмов, набрать режиссеров, а самому ходить на премьеры и дни рождения. В Москве есть люди, которые так поступают: все знают этого человека, но никто не в курсе, чем он занимается. Многие в Вахтанговском театре надеялись, что приехал тихий литовец, который будет ставить спектакли и больше ни во что не вмешиваться. Я стал вникать в документы и ужаснулся, когда узнал, какая в театре коррупция. Уволил всю администрацию – в общем, устроил большой пожар.”
Об отношениях с людьми
“На съемки отпускаю актеров не задумываясь. С уходом старой администрации я в два-три раза повысил зарплату артистам. Первой стала Ирина Купченко – она в театре получала позорные деньги! Но этого повышения недостаточно, чтобы жить достойно. Владимир Путин с супругой приходили на премьеру "Горя от ума". Этот спектакль я ставил в "Современнике". У Путина, как у пытливого зрителя, было много вопросов. Мы хорошо поговорили, и Путин мне понравился. Он как Чацкий, все время рвется в бой.”
О начальниках и подчиненных
“В Вильнюсе я ставлю спектакли, но теперь у театра есть руководитель – мой начальник. У меня сейчас такой возраст, когда хочется кому-нибудь подчиняться. Надоел я себе: сам приказываю, сам выполняю.”
О первой премии
"Для меня театр "Балтийский дом" – почти родной дом. Я участвовал во многих фестивалях. Тогда в Вильнюсе только-только появился Малый театр. Это были трудное время: ни денег, ни помещения. Через год нас пригласили на фестиваль "Балтийский дом". Мы привезли спектакль "Улыбнись нам, Господи" и получили за него главную премию, которую вручал председатель жюри Юрский. Мы были так счастливы! Возвращались в Вильнюс на автобусе. Где-то на середине пути, в Латвии, мы остановились. И я искупался в озере – прямо в одежде. Тогда "Балтийский дом" открыл нам дорогу в Россию. С тех пор я получил много премий, но этой буду дорожить особенно."
Об отношениях
“Когда я был ребенком, наша семья постоянно переезжала с места на место. Каждый раз отец сажал сад. Но плодов мы не дождались ни разу. Теперь у меня есть шикарный сад в Литве, я сам его посадил. Но живу теперь на две страны, одна – жена, другая – любовница. Правда, до сих пор не определился, кто есть кто.”