"Она меня выбрала"
Петербуржцу Сергею Константиновичу Виноградову 78 лет, он самый возрастной пациент в России, которому пересадили костный мозг.
"Когда я заболел, мне назначили химиотерапию, – рассказывает Сергей Константинович. - Врачи сразу предупредили, что действие ее недолговечно и, возможно, в скором времени понадобится пересадка костного мозга. Медики со мной очень откровенно разговаривали, я все про себя знал. Они пытались понять, стоит со мной иметь дело или нет. На тот момент мне было 76 лет, таких возрастных пациентов у них еще не было. Я и для врачей был важен, и для пациентов: ведь людям всегда нужна надежда. На трансплантацию согласился сразу. У меня есть кредо: пройти свою часть пути полностью".
Донором Сергея Виноградова стала молодая врач Пеймахан Арсланова.
"В регистр я вступила еще студенткой, – вспоминает Пеймахан. - Наш преподаватель по гематологии Татьяна Германовна Кулибаба сама была в базе данных, переживала, что никому не подходит. Она меня вдохновила, и мы с подругой детства Саидой, пошли и сдали анализы. Это было в 2016 году. Прошло больше четырех лет. Я была очень занята на работе, а позже, когда взяла в руки телефон, увидела множество звонков. Оказалось, что мой генетический близнец нашелся! Я поверить не могла".
Сама трансплантация прошла хорошо. Пеймахан сделали забор стволовых клеток.
"Вся процедура заняла около четырех часов, – продолжает девушка. - Я читала интересную книжку, и время пролетело незаметно. Страшно не было. Не хочу обесценивать то, что делают доноры, но от меня действительно очень мало требовалось для спасения жизни. Мне кажется, это такой несложный способ оказать важную помощь. А для меня любая человеческая жизнь – это самая главная ценность".
Для Сергея Виноградова пересадка прошла легко, у пациента практически не было побочных эффектов.
"Я знал, что моим донором стала женщина, – говорит Сергей Константинович. - Подробности не выяснял; если честно, думал, что мы никогда не увидимся, что так принято в данном случае. А через два года произошла эта встреча, я познакомился с Пеймахан. И счастлив, что она меня выбрала".
"Я первой написала донору"
Ольга Шеверда живет в Омске. 13 лет она боролась с онкологией, пока в 28 лет ей не сделали пересадку костного мозга.
"Химиотерапия помогала, но ненадолго, тем не менее во время ремиссий я успела с отличием окончить школу и институт, поработать, – рассказывает Ольга. - После второго рецидива было принято решение, что пересадка необходима. Родной брат в качестве донора не подошел, тогда начались поиски в российском регистре".
Петербуржец Александр Милехин о донорстве костного мозга узнал от друзей.
"К нам в гости приехала подруга и предложила вступить в российский регистр, – вспоминает Александр. - Мы поехали. С 2016 года я в базе данных, а в 2021-м сдавал стволовые клетки".
В мае этого года донору Александру и реципиенту Ольге дали контакты друг друга.
"Помню, что я растерялся, – говорит Александр. - Позвонить – страшно, что писать – непонятно…"
"Я написала первой, – вступает в разговор Ольга. - Саша ответил, потом мы стали перезваниваться. А теперь увиделись".
Александр еще никогда не был в Омске, где живет Ольга. Но теперь есть повод увидеть этот город и навестить своего генетического близнеца.
"Я рад, что все получилось, – говорит Александр. - И готов снова стать донором. Номер телефона у меня прежний, так что буду ждать звонка".
"Спасибо, что помогли моей дочери"
За день до встречи со своим донором Лизе Картаполовой исполнилось 17 лет. В Петербург девочка вместе с мамой Еленой приехала из города Чайковский Пермского края.
"Лиза заболела, когда ей было 10 лет, – рассказывает ее мама. - С тех пор она почти все время находилась на дистанционном обучении. Но девять классов закончила без троек".
Лечение не помогало, единственным шансом победить онкологию была пересадка костного мозга.
Михаил Феклистов вступил в регистр больше десяти лет назад.
"Сдавали анализы вместе с будущей женой Машей, – говорит Михаил. - Потом у нас родился старший сын Гордей, за ним – Мирон. Мы ждали появления на свет младшего Федора, когда мне позвонили и сообщили, что я могу кому-то помочь. Костный мозг забирали через прокол в тазобедренной кости. Процедуру проводили под наркозом. Потом, когда я пришел в себя, побаливало травмированное место, испытывал дискомфорт при ходьбе. Но через несколько дней все прошло. Я не знал, кто мой генетический близнец. После трансплантации можно было написать ему анонимное письмо и передать через врачей, что я и сделал. Вскоре пришел ответ: "Спасибо, что помогли. У моей дочери появился шанс на выздоравление". Так я понял, что это девочка. Очень обрадовался, что помог ребенку. У меня самого трое детей, и я только примерно могу представить, через что пришлось пройти этой девочке и ее маме".
У Лизы Картаполовой произошло отторжение донорского костного мозга. Через несколько месяцев девочке делали повторную пересадку от того же донора.
"В этот раз из крови выделяли стволовые клетки, – объясняет Михаил. - В течение недели мне нужно было принимать определенный препарат, чтобы повысился уровень лейкоцитов. Ощущения были как при ОРВИ: голова тяжелая, состояние немного плавающее. Но это все терпимо. Особенно когда понимаешь, ради чего ты это делаешь".
Вторая попытка оказалась удачной: донорский костный мозг прижился. В этом году девочка поступила в техникум, будет получать профессию повара.
"У Лизы раньше была первая группа крови, а после трансплантации стала, как у меня, вторая, – рассказывает Михаил. - Я читал, что так бывает. Но все равно для меня это удивительно".
Станьте благотворителем! Благотворительный фонд AdVita помогает детям и взрослым с онкологическими заболеваниями. Если вы хотите помочь в приобретении дорогостоящих препаратов, стать волонтером или донором костного мозга, здесь вас ждут. Подробности по ссылке.