Напомним, 7 декабря 14-летняя девочка пришла в школу в Брянске и открыла стрельбу по одноклассникам. В результате трагедии погибли два человека, включая саму школьницу – она покончила с собой, еще пять детей пострадали. Почему агрессия в школе становится частым явлением и какие психологические причины подвигают человека на подобный ужасный поступок? На эти вопросы Metro ответил руководитель службы психологической поддержки РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Балашов.
Почему такое происходит?
– Чаще всего "комплект" причин таких жестоких поступков одинаков во всех странах – это духовная пустота нападающего, отсутствие понимания ценности человеческой жизни и любых других принципов уважения к человеку. Еще – невысокий интеллект, как правило, очень скудный, либо сильно нарушенный. Было ли это заметно раньше – однозначно да. Но когда человек назначает себя Богом, а других – досадной ошибкой природы, своими рабами, становится очевидным, что на проверку к психиатру нападающий немного опоздал, а его окружение скромно не заметило этого факта. Уход из этого сложного реального мира в свой виртуальный мир, закрытие всех шторок "наружу" – вот путь, по которому идут все такие искатели приключений. Иного им не осилить. Но самый тяжелый вариант – когда такие шторки закрывает болезнь, психическое заболевание, и об истинных причинах ужасного поступка могут сказать только специалисты после серьезного обследования нападавшего.
Как такой тихий человек мог натворить подобное?
– Так обычно говорит среднестатистический обыватель. Когда специалисты начинают изучать личность такого человека, то становится ясно, что шипы и колючки этого "тихого мальчика" ("девочки") были видны давно. Но ведь правда, удобней их не замечать? Вот их сколько, таких тихих мальчиков и девочек с колючками бродят среди нас. Ничего, перебесятся – успокоятся. Но, оказывается, далеко не все успокаиваются так, как нам хотелось бы, – без последствий. Тут принципиальное значение имеет сумма патологических наслоений и социальных причин. Зачастую именно скачкообразный переход количества в качество является тем спусковым крючком, который обуславливает потребность молодого человека срочно доказать всем, что он – "не тварь дрожащая, а право имеет". Хотя вряд ли такие люди читали Достоевского.
На какие красные флажки надо в первую очередь обращать принципиальное внимание для профилактики таких явлений?
– На большие трудности в поведении молодого человека в обычной жизни – социальную дезадаптацию по всем направлениям;
– на глубокое и резкое, в течение нескольких дней или месяцев изменение в поведении человека, вплоть до явных признаков серьезной деформации личности: сильное замыкание в себе или, наоборот, неожиданное повышение агрессивности, потеря интереса ко всему, что не входит в круг предельно сжатого сознания, неряшливость и другие странные изменения в поведении;
– наконец, вишенка на торте – откровенные приготовления к выплескиванию своей обиды, мести: открытые угрозы, бредовые идеи подчинить и наказать весь мир, соответствующие посты в соцсетях. Это – последний звоночек. Человек кричит всем: "Мне плохо, помогите мне, остановите меня, я сам уже не смогу остановиться".
Однако эмоциональная черствость окружения таких людей или откровенная неспособность общества вовремя что-то заметить и помочь такому человеку, нежелание связываться с незнакомцем, идущим на глазах у всех с оружием по улице, приводит в конечном итоге к трагедиям.
Можно ли винить современное общество в таких событиях?
– Одна грустная особенность: чаще всего молодые люди полигоном для стрельбы выбирают учебные заведения, в которых они учились. Именно здесь, с точки зрения агрессора, его больше всего унижали, недооценивали, одним дали все, другим – ничего. И затянувшийся буллинг часто становится той острой приправой, которое делает месть особенно опасной, но крайне привлекательно-навязчивой для агрессора.
Здесь они стреляют не в своих конкретных обидчиков, а в систему социальной сегрегации, которая, с их точки зрения, не дала, но отнимала. Стреляют именно для того, чтобы доказать себе и всем, что "я здесь – Бог всемогущий, а вы, те, кто давили меня, всего лишь пешки, мелкий мусор". И финансовое положение семьи нападавшего порой не имеет никакого значения.
Нашему обществу все больше не хватает милосердия, умения поддержать тех, кто не может бежать в первых рядах. Почему инвалидам в коляске мы создаем особую инклюзивную среду, а тем нормальным людям, кто не совсем хорошо умеет складывать в уме и отличать интеграцию от интерполяции, мы не выделяем столько же своей душевной теплоты и заботы?
"Пусть неудачник плачет", так? Не прокатит. Будучи загнанным в угол своей безысходности, он начнет кусаться – так, как он это понимает. "Я хозяин этой жизни, а не вы", – вот все, что хочет сказать каждый, кто берет ружье и идет в школу (институт). И не беда, что в силу своей ограниченности и инфантильности эти люди оказываются "хозяевами жизни" только на короткое время. Ведь, как известно, для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг. А потом – трава не расти.
И как же быть?
– Из всего этого надо сделать три важных вывода. Первое – если человек нормальный, но слабее остальных – он не должен быть отодвинут от душевного тепла окружающих и поддержки государства. Милосердие всегда было значимой частью нашего менталитета. Второе – общество должно на порядок лучше научиться издалека замечать таких неустойчивых людей, помогать им, а при необходимости – вовремя останавливать. Да, это огромная, сложная задача, но решать ее надо. Третье – если человек все-таки стал преступником, не подпитывайте в нем и ему подобных "звезду". Не снимайте фильмов о них, не размещайте их фотографий, не называйте имени, не прославляйте, не делайте из агрессора кумира для таких же неустойчивых. Все должны знать: если ты преступник – ты не "герой нашего времени", ты – слабак, лузер, и тебя сурово, но законно накажут и станут презирать. Тогда другим неповадно будет.
Часто спрашивают, могут ли Интернет и компьютерные игры быть причиной такой агрессии?
– А нож, лежащий на краю кухонного стола, может быть предметом агрессии? Все зависит от того, кто и с какой целью взял этот нож в руки. Психопату мысль об убийстве может прийти в голову как после многочасовых хождений по Интернету, так и после рассматривания пятна на потолке. Другое дело, что ребенок, проводя много часов за компьютером, постепенно теряет связь, рабочий контакт с реальным миром. И, к сожалению, взращенная в человеке многолетняя инфантильность удивится тому, что у него реально не девять жизней и после сильного удара он может и не встать, а нападающий – сесть на вполне реальный срок туда, где Интернета нет. Но все-таки сначала – нарушения личностного развития, а затем – преступление. Однако доля компьютерных игр и Интернета в таких нарушениях незначительная, остальное – более серьезные причины.
Чего хочется пожелать всем нам в итоге – не ведите себя равнодушно, будьте более внимательными и милосердными к тем, кто слабее. Серьезно задумывайтесь над тем, что проблемы общества надо решать, помогайте людям всегда находить мирный выход.