Свежее исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выявило, что, если температура воздуха вырастает хотя бы на 5% выше нормы, пациентов в стационарах становится на 10% больше. Слишком теплые дни недолюбливают не только больничные врачи, которым в прямом смысле приходится откачивать пациентов в палатах, но и психиатры. Однако об этом пока ещё говорят очень мало. И зря.
По словам Лоуренса Уэйнрайта, профессора кафедры психиатрии Оксфордского университета, жара усугубляет симптомы у людей с психическими заболеваниями. Раньше на это никто не обращал особого внимания, потому что не было такой проблемы, как глобальное потепление. Но чем явнее становится эта климатическая трудность, тем серьёзнее нужно изучать ее влияние на психику.
За несколько лет жары ученые установили еще одну шокирующую связь: жара может в прямом смысле свести с ума... и убить.
Опасаться жары надо и людям, у которых нет заболеваний психики.
Поэтому имейте в виду: если решите подписать важный контракт или принять судьбоносное решение в самое пекло, то лучше перенести эти задачи на более позднее – и прохладное – время.
Три вопроса специалисту о жаре
Лоуренс Уэйнрайт, профессор кафедры психиатрии в Оксфордском университете, рассказал, как нам приготовить свою психику, ведь глобальное потепление неизбежно.
Почему раньше никто не говорил, что жара плохо влияет на психику?
– Мало о чем можно было говорить, мы только начали изучать эту связь. За последние годы учёные прошли долгий путь, но это лишь начало работы. Глобальное потепление – проблема относительно новая, да и психиатрия – молодая дисциплина.
Что будете изучать?
– Поле работы огромное. Предстоит выяснить, как жара влияет на работу лекарств, которые купируют психические заболевания. Взять хотя бы нейролептики (ими лечат многие болезни, в том числе, и депрессию) – в некоторых случаях они снижают чувствительность. Пациенты, принимающие их, могут страдать от жары, но не понимать этого и в результате пострадать от обезвоживания. Будем изучать литий – очень мощное вещество, его часто назначают людям с биполярным расстройством. Как ведет себя этот химический элемент в организме человека, на который в течение нескольких дней влияет сильная жара? Мы не знаем. А это лишь самые очевидные примеры.
Но это не все. Когда мы получим первые выводы, нужно будет понять, как их приспособить к жизни. Как их внедрить в государственную повестку? Как ознакомить работников системы здравоохранения с ними? И наконец, можно ли разработать какие-то рекомендации по сохранению психической устойчивости во время жары? Все эти вопросы нуждаются в крепкой доказательной базе. На их изучение понадобится много времени. Но боюсь, что глобальное потепление будет развиваться быстрее нас.
Судя по прогнозам климатологов, лучше дальше уж точно не будет. Жара будет продолжаться. Поэтому вопрос такой: можно ли действительно закалить психику, помочь ей переживать тепловые волны?
– Осознать проблему – значит решить ее наполовину. Но пока что негативное влияние жары на психику очень мало и редко обсуждают. А если проблема не обозначена – значит, решать её никто не будет.
Конечно, главное, с чего стоит начинать, – не с таких точечных проблем, а с совершенствования психологической помощи в рамках системы здравоохранения во всех странах в целом. По мере того как глобальное потепление будет становиться не какой-то там страшилкой, а ежедневной реальностью, людям нужно будет объяснять: да, жара может усугубить депрессию; нет, обратиться за помощью не стыдно. Почему-то обращаться за поддержкой к специалисту, если пережил наводнение, можно, а если сходишь с ума от жары – то это странно. Нам нужно бороться с этой стигматизацией.