9 февраля девятиклассники будут проходить итоговое собеседование по русскому языку: сделать это можно будет как в очном, так и в дистанционном формате. Опросом школьников и их родителей и формированием списков для очного экзамена и испытания в дистанционном формате сейчас занимаются руководители образовательных учреждений.
Каждый ученик будет уведомлен о времени начала собеседования при дистанционном формате и о расписании очного экзамена за сутки до испытания. Задачей информирования детей и их родителей займётся ответственный организатор от школы.
Девятиклассники, которые отправятся в школы на итоговое собеседование, смогут попасть внутрь через отдельные входы и избежать скопления учащихся и смешивания классов. На входе Каждому ребенку измерят температуру, а помещения для экзаменов будут дезинфицировать до и после проведения испытания.
Для дистанционного формата собеседование образовательные учреждения подберут подходящие онлайн-платформы: "Сферум", Zoom или Skype.
Оцениваться собеседование будет по "зачетной" системе: для получения зачета потребуется набрать 10 баллов из максимально возможных 20.
Всего на экзамене будет четыре задания:
- - выразительное чтение текста,
- - пересказ прочитанного текста с включением дополнительной информации,
- - монолог по выбранной теме и
- - диалог с собеседником по ранее выбранной теме монолога.
Очный экзамен формате предусматривает 15 минут на выполнение всех заданий, дистанционный – 20-25 минут (считая время на подключение).
Дети, пропустившие собеседовании по болезни или по другой уважительной причине, смогут сдать экзамен 9 марта и 16 мая. На эти же даты заранее назначена пересдача для тех, кто не смог набрать необходимого количества баллов с первой попытки.
Евгения Гудковская, член Совета Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга, отмечает, что "большинство детей благополучно проходят 10-балльный порог и получают допуск к ГИА". Причиной неудачи на экзамене становятся обычно излишнее волнение или нехватка речевой подготовленности.
Часто, стремясь поскорее прочитать текст, ребята пропускают запятые и точки, додумывают или глотают окончания в словах, неправильно склоняют числительные, обозначенные в тексте цифрами, неправильно ставят ударения.
Евгения Гудковская советует детям на экзамене водить пальцем по тексту при чтении, чтобы успокоиться, сосредоточиться и не сбиться, и напоминает, что если в слове ставится неверное ударение, но ребенок сразу это замечает и повторяет слово с правильным ударением – то ошибка не засчитывается.
При пересказе ученикам лучше в первую очередь определить внутри текста основные микротемы и по ним распределить ключевые слова. Эксперты будут оценивать обязательное использование цитат: их логичность и уместность. Чтобы ребёнок не забыл цитату, лучше придумать универсальную формулировку, которая бы позволяла вставить ее в начале или конце пересказа.
Евгения Анатольевна также рекомендует не уверенным в своих силах ребятам при выборе темы для монолога фокусироваться на повествовании или описании. "Повествование есть цепочка событий, которые можно воссоздать в памяти, а в описании есть картинка, по которой можно составить текст".
Перед экзаменом Гудковская советует ребятам разговаривать с друзьями и родителями полными предложениями без слов-паразитов. Взять, например, дома фотографию или картинку и вслух описывать всё, что на ней изображено, записывая себя на диктофон. После нужно будет прослушать запись и посчитать, получилось ли 10 фраз. "Также при подготовке хорошо помогают мобильные приложения типа "Ударник", где в игровой форме можно легко и быстро выучить ударения", - рекомендует Гудковская.