10 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится премьерное гала-выступление Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов (#ВСЕОНИ). На одной сцене встретятся молодые исполнители и признанные звезды. Накануне концерта Metro задало несколько вопросов музыкантам.
Тимур Халиуллин, солист Белгородской государственной филармонии, входит в пятерку лучших органистов России
Ваш инструмент?
Орган.
Почему из всех инструментов вы выбрали именно этот?
Как говорят органисты, выбрать орган невозможно, это он выбирает себе музыканта. И я с этим полностью согласен. Потому что это слишком массивный, мощный, огромный инструмент. К нему приходишь через долгий путь фортепиано, клавесина, композиторского или теоретического образования. Так было и у меня. Орган – это моя кульминация и сегодня это моя жизнь.
В чем его уникальность?
В том, что в руках одного человека оказывается целый оркестр из трех, а то и пяти-шести тысяч труб и трубочек разных тембров и регистров. Получается, что органист – это дирижер огромной махины, которая весит 10–15 тонн и звучит, как целый оркестр.
Какие чувства он должен разбудить в слушателе?
Орган – это, прежде всего, голос вечности. Но на концерте 10 ноября мы хотим показать, что это голос, пришедший из вечности, но встроившийся в нашу славянскую культуру. Ведь на органе будет звучать русская музыка, что очень необычно, нарушает инерцию и говорит нам, что сегодня орган – это наш инструмент.
Константин Захарато, мастер виртуозной игры на балалайке, лауреат всероссийских и международных конкурсов, стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова, солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова
Ваш инструмент?
Балалайка.
Почему из всех инструментов вы выбрали именно этот?
Родители виноваты. (Смеется.) Когда ты маленьким ребенком приходишь в музыкальную школу, то не всегда делаешь осознанный выбор. На самом деле шучу, я сделал свой выбор осознанно. Я зашел в кабинет, где демонстрировали музыкальные инструменты, и мужчина сыграл на балалайке так, что я решил связать свою жизнь с этим инструментом.
В чем его уникальность?
Как мне кажется, это один из инструментов, обладающий неповторимым тембром, который может заставить переживать слушателя в зале и в то же время показать всю глубину чувств исполнителя, особенно в русской музыке.
Какие чувства он должен разбудить в слушателе?
Очень разные. Думаю, это зависит от того материала, который представляется на сцене. Во всяком случае, на концерте 10 ноября мы будем зажигать! У нас будет очень зажигательный номер, и я думаю, мы взбодрим слушателей. Балалайка вообще интересный инструмент. Однажды на концерте я играл веселую фантазию на народную тему, а моя мама сидела в зале и плакала. Позже я ее спросил: “Что ж ты плакала? Музыка же была веселая”. А она ответила: “Ты так хорошо играл, что я не могла сдержать слёз”. Поэтому балалайка может вызвать очень разные чувства, но исключительно положительные.
Евгений Алешников, заслуженный работник культуры РФ, главный дирижер оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии
Ваш инструмент?
Я дирижер, мой инструмент – оркестр!
Почему из всех инструментов вы выбрали именно этот?
Потому что он предоставляет самые большие возможности для музыканта. На любом инструменте, даже таком, как орган, можно играть разнообразный репертуар, но все возможности, какие есть в музыке, можно осуществить только оркестром.
В чем его уникальность?
Оркестры бывают разные: симфонические, русских народных инструментов, джазовые биг-бэнды и так далее, и у каждого есть свои тембральные особенности, разнообразие, присущее именно этому оркестру. В данном случае, 10 ноября, я буду дирижировать оркестром национальных инструментов, в котором присутствуют не только наши русские национальные академические инструменты, но и других народов: Беларуси, Башкирии, Монголии…
Какие чувства он должен разбудить в слушателе?
Как говорил классик: "И чувства добрые я лирой пробуждал". Это несомненно, но должна быть разнообразная палитра чувств, иначе концерт будет неинтересен. Я уверен, что у нас 10 ноября всё будет отлично!
Михаил Дзюдзе, заслуженный артист России, единственный в мире солист-контрабас-балалаечник
Ваш инструмент?
Контрабас-балалайка.
Почему из всех инструментов вы выбрали именно этот?
Это произошло, когда я служил в армии. Я учился в консерватории на симфоническом контрабасе и попал в музыкальные войска. Там волею судеб я встретил будущих участников "Терем-Квартета", научился играть на контрабас-балалайке, и так сложилось, что всю жизнь играю на этом инструменте. Сначала в ансамбле "Терем-Квартет", а с 2015 года сольно.
В чем его уникальность?
Он был придуман для музицирования в ансамблях и оркестрах, а теперь идет процесс становления контрабас-балалайки как сольного инструмента. Это довольно дерзко и необычно. Для него создается оригинальный репертуар. А если говорить об уникальности инструмента, на котором я играю, то он довольно старинный. Эту контрабас-балалайку создал известный ленинградский мастер Иосиф Галинис в 1937 году. Она пережила блокаду Ленинграда. Таких сейчас не делают, это инструмент, который можно отдавать в музей.
Какие чувства он должен разбудить в слушателе?
Вообще, басовые и контрабасовые инструменты очень нравятся женщинам. Они возбуждают в них особенные чувства и эмоции. У контрабас-балалайки такое брутальное магическое звучание низов… Трудно это объяснить. Если было бы возможно, наверное, и музыки бы не было.