Государственный музей истории города на протяжении многих лет собирает материалы, связанные с блокадой. Это предметы быта ленинградцев, документы, фотографии и дневники, в которых жители описывают, как выживали в нечеловеческих условиях голода, холода и артиллерийских обстрелов.

Дневники

Из дневника историка, старшего научного сотрудника Музея истории и развития Ленинграда Алексея Черновского:

"– В музее города оборудуют стационар на 15 чел. слабых, не позднее 1 февраля.
– Достали три пачки папирос "Беломор" за 200 г хлеба.
– Ночью выгорел весь 6-этажный дом на 7-й линии от "буржуйки".
– Днём в 14–15 часов артиллерийский обстрел.
– У нас в комнате днём +6.
– Сегодня сварили студень из кожи. Хорошо, куска хватит на 3 порции".

– Это записи конца января 1942 года, – рассказывает куратор выставки Эльвира Пияева. – 11 февраля Алексей Алексеевич умер. Его дневник – один из множества документов, которые хранятся у нас в фондах. Я запросила для выставки 11 дневников. Мне выдали пять, остальные в очень плохом состоянии. Пройдёт ещё какое-то время – и мы не сможем их читать. Нужно, чтобы историки, которые занимаются темой блокады, как можно быстрее занялись их изучением. Дневники являются самыми главными источниками информации, которые помогают нам приблизиться к пониманию психологии поведения и выживания ленинградцев в экстремальных условиях. Они дают возможность воспроизвести реальную картину жизни в осаждённом городе в её повседневных проявлениях, в житейских мелочах и трагических событиях.

Работа художника Соломона Боима "У бомбовой воронки". Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

Работа художника Соломона Боима "У бомбовой воронки". Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

 

 

Из дневника хранителя Гатчинского дворца Ирины Янченко (погибла в августе 1943 года во время артобстрела):

"18.01–19.01, 1943 года. ... Радио всю ночь говорило о победе (прорыв блокады. – Прим. ред.). Играли победные марши. В квартирах плакали и пели, танцевали и обнимались.
На Красной улице милиционер стучался в квартиры и взволнованно сообщал радостную весть об освобождении. Утром 19 января в Антирелигиозном музее (б. Исаак. собор) к сторожу у входа обратилась пожилая женщина с просьбой: "Нельзя ли в собор пройти – помолиться за победу?"
"Последний путь". Художник Соломон Боим, 1944 год. Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

"Последний путь". Художник Соломон Боим, 1944 год. Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

 

 

Акварели и графика

На выставке будут представлены гравюры и акварели, выполненные художниками в блокадном городе. Это зарисовки, сделанные с натуры: ленинградцы в бомбоубежище, на заготовке дров, в очереди за хлебом и у проруби за водой. Люди хоронят своих близких, сажают капусту на городских площадях. В работах блокадных художников запечатлён весь центр Ленинграда: Дворцовая площадь и Исаакиевский собор, Пять углов и Невский проспект, стрелка Васильевского острова, набережные Невы и Фонтанки.

"Первая бомбёжка Ленинграда 9.09.41. Горят Бадаевские склады. Вид с Балтийского вокзала". Художник Ю. Порсин. Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

"Первая бомбёжка Ленинграда 9.09.41. Горят Бадаевские склады. Вид с Балтийского вокзала". Художник Ю. Порсин. Предоставлено Музеем истории Санкт-Петербурга.

 

 

– Большая часть работ экспонируется впервые, – говорит Эльвира Пияева. – Дополнят экспозицию предметы быта блокадного времени. Все вещи в разное время были переданы нам ленинградцами.


8 сентября – День памяти жертв блокады

8 сентября 2024 года на разных площадках города, от Главного двора Зимнего дворца до Фонтанного дома, жители Петербурга соберутся вместе, чтобы назвать погибших: прочитать списки жертв блокады во дворах домов, учреждений, на городских площадях. Чтобы все имена были названы. Полный список.