25 лет назад состоялась премьера ставшего впоследствии культовым фильма Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами". Для режиссёра картина оказалась последней, а для “самой известной семейной пары США” Тома Круза и Николь Кидман закончилась разводом
СЮЖЕТ
Билл и Элис Харфорд – супружеская пара, производящая впечатление счастливых людей, живущих размеренной жизнью в полном достатке. Но, очевидно, со временем отношения выдохлись и приелись, и поэтому за фасадом идеальной любви скрываются потоки ревности, неудовлетворённости, тайных желаний и жажды чего-то запредельного. Первый шаг делает Элис, красавица жена успешного доктора, когда признаётся мужу в своих тайных сексуальных фантазиях. Ошеломлённый неожиданным признанием жены Билл терзается ревностью и отправляется в ночное путешествие по городу, на каждом шагу сталкиваясь с искушениями изменить жене. Он идёт всё дальше и дальше, выходя за рамки мыслей и слов, а граница между реальностью и вымыслом размывается в причудливом калейдоскопе событий.
ОТ ИДЕИ К СЪЁМКАМ
В основе картины – повесть Артура Шницлера “Новелла о снах” (1925), которой Кубрик заинтересовался ещё в конце 1960-х годов, но отложил реализацию проекта, направив силы на создание других картин. Когда же Кубрик вернулся к этой идее, то планировал снять чёрную комедию со Стивом Мартином в главной роли. Однако, желая получить высокие кассовые сборы, продюсер студии Warner Bros. настаивал, чтобы обе главные роли сыграли “звёзды”. Кубрик согласился. Как раз в этот момент на съёмках в Англии находились супруги Том Круз и Николь Кидман. Пригласив на главные роли голливудских актёров, режиссёр пришёл к выводу, что фабула произведения удачно впишется в контекст современности, и перенёс место действия на Манхэттен девяностых.
ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Студией Warner Bros. была организована широкая рекламная кампания фильма. Упор был сделан на репутацию Кубрика как режиссёра неоднозначной картины “Заводной апельсин”. При этом содержание сохранялось в строгом секрете. В СМИ просочились слухи о том, что Кубрик снимает порнотриллер, а Круз и Кидман играют супругов-психоаналитиков, которые проводят сексуальные эксперименты над собой и пациентами.
400 ДНЕЙ СЪЁМОК 24/7
Кубрик боялся летать на самолётах, поэтому картину снимали в Англии. Улицы Нью-Йорка были "построены" в лондонской “Пайнвуд Студиос”. Том Круз и Николь Кидман согласились подписать “открытые” контракты, то есть обязались сниматься столько, сколько было нужно Стэнли Кубрику, как бы долго это ни продолжалось. А, будучи перфекционистом, Кубрик работал без выходных и вносил изменения в сценарий на протяжении всего съёмочного периода. На время создания картины Кидман и Круз с двумя приёмными детьми поселились в доме, находящемся недалеко от “Пайнвуд Студиос”, и хотели проводить как можно больше рабочего времени рядом друг с другом. Однако Кубрик не позволил сделать этого и старался снимать актёров по отдельности. Сцена, в которой героиня Кидман проводит ночь с морским офицером, была снята на закрытой съёмочной площадке. Круз на ней не присутствовал.
ИГРИСТАЯ НАХОДКА
В сценарии ничего не упоминалось об опьянении Элис на рождественской вечеринке. Но после долгой репетиции Кидман стало скучно, и она решила выпить бокал шампанского. Понаблюдав за актрисой на съёмочной площадке, Стэнли решил "опьянить" и сыгранную Кидман героиню. В целом, несмотря на тяжёлые и долгие съёмки, Николь позже признавалась, что работа со Стэнли Кубриком стала для неё полезным опытом. По словам актрисы, она научилась открывать для себя что-то новое в каждом дубле.
ЦИФРА
162 млн долларов США собрал фильм в прокате при бюджете $65 млн. Картина стала самой кассовой в карьере Стэнли Кубрика.
МУЗЫКА
В первых кадрах звучит “Вальс № 2” из “Джазовой сюиты” Шостаковича, проникнутый венской культурой начала XX века. Основной темой ленты стал отрывок из Musica Ricercata II Дьёрдя Лигети в исполнении пианиста Доминика Харлана, звучащий в самые напряжённые моменты. Специально для фильма музыку написала британская альтистка и композитор Жоселин Пук, которая создала звучащую на тайной мессе композицию “Священники задом наперёд”, где в обратной перемотке звучит голос румынского священника.
ИМЕНА И НАЗВАНИЯ
1. Оксюморон в названии фильма символизирует противопоставление мира реального, всматриваясь в который мы широко раскрываем глаза, и мира воображаемого, являющегося в сновидениях и фантазиях.
2. Кубрик сказал, что видит главного героя, доктора, немного похожим на Харрисона Форда – так пришла в голову фамилия “Харфорд”, которую получил герой Круза.
3. Пароль “фиделио”, который надо было произнести Биллу, чтобы попасть на закрытую вечеринку, происходит от латинского fidelis, что означает "верный". Кроме того, “Фиделио” – название единственной оперы Людвига Ван Бетховена, чью музыку очень любил Кубрик.
КУБРИК И ЕГО ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛЯ
Кубрик – один из самых влиятельных режиссёров в истории кино. Известный своим тщательным вниманием к деталям, визуальным стилем и новаторским повествованием, он сотрудничал со множеством именитых актёров и актрис, включая Кирка Дугласа, Джека Николсона, Малкольма Макдауэлла, Питера Селлерса. Среди самых знаковых фильмов Кубрика – "Спартак" (1960), "2001: Космическая одиссея" (1968), "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" (1963), "Заводной апельсин" (1971) и "Сияние" (1980). На протяжении своей карьеры Кубрик получил множество наград, в том числе несколько номинаций на премию "Оскар" и одну статуэтку.
Режиссёр умер от сердечного приступа через 4 дня после окончания монтажа . Однако киноэксперты спорили, насколько официальные утверждения о законченности фильма соответствуют действительности. Ходили слухи, что после смерти Кубрика к завершению фильма приложили руку Сидни Поллак и Стивен Спилберг. Но однозначно последней волей режиссёра стал запрет на дубляж фильма на иностранные языки – в зарубежном прокате фильм вышел с субтитрами.
После себя Кубрик оставил множество нереализованных проектов. В том числе грандиозную эпопею о жизни Наполеона.
Источник: gazetametro.ru