О чём фильм
На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро один из пары российских прыгунов (Роман Измайлов) словил стресс и в воду не прыгнул, провалив выступление. Он уходит из спорта, а его напарник Влад (Александр Головин) через несколько лет думает, что зря потратил годы на тренировки. В этот момент к его отцу-тренеру (Алексей Шевченков) обращается местный следователь (Владимир Сычёв) с просьбой помочь в поимке грабителей, которые попали на одну из камер видеонаблюдения, прыгая в воду со скалы. Влад хватается за возможность заняться чем-то ещё, кроме надоевших тренировок, и вливается в тусовку клифф-дайверов, которые прыгают в море с высоких скал. Там он находит и бывшего напарника, и девушку, и что-то, похожее на смысл жизни, поиски которого вдруг начали его беспокоить...
Впечатления
Картину сняли к столетию российских прыжков в воду, не скрывая, что её основная задача – популяризировать этот вид спорта, во многом недооценённый, как признался на премьере фильма Роман Измайлов. Самое громкое имя в этом виде в отечественной истории принадлежит Дмитрию Саутину, многократному олимпийскому и чемпиону мира. И в фильме он, человек очень непубличный, к радости своих фанатов появится: сначала на экране телевизора, который смотрят будущие спортсмены, а затем и сам исполнит своё камео в конце картины в качестве гостя соревнований.
Интересно, что Саутин стал далеко не единственным спортсменом в фильме. Кроме него, здесь дебютировали другие титулованные российские атлеты: уже упомянутый выше многократный чемпион и призёр первенств России и мира по прыжкам в воду Роман Измайлов, чемпион мира по клифф-дайвингу и каскадёр Артём Сильченко, олимпийская чемпионка по прыжкам в воду Елена Вайцеховская и главный тренер сборной России по прыжкам в воду Светлана Моисеева. Всё это вместе с имитирующими настоящие телетрансляции вставками придало картине некий налёт документальности: моменты, в которые понятно, что трюки исполняет именно тот артист, чьё лицо даётся крупным планом, обладают особой ценностью для зрительского восприятия. Эта документальность, судя по всему, и повлияла на художественную сторону картины.
В структуре сюжета всё вроде бы хорошо и правильно: есть интрига, есть завязка, есть герой на распутье, есть детективный элемент. Но тут как с отсыревшими спичками: чиркаешь, они вроде бы начинают тлеть, а потом гаснут, так и не дав искры. "Прыжки в воду – самый красивый вид спорта. В нём сочетаются три мощнейшие стихии – земля, воздух и вода, – поясняет главный герой маленькой спортсменке. – Когда ты стоишь на вышке, ты чувствуешь под собой опору, когда в полёте – свободу, скорость, словно птица, а когда попадаешь в воду – это оазис, наслаждение. Вместе они составляют единое целое, это словно быть в потоке трёх стихий". Этот замечательный по исполнению актёрским дуэтом Александра Головина и Марии Сычёвой отрывок похож на объяснение проблемы: скорость и опора сюжета будто потонули в третьей стихии, водной.
В этом, с одной стороны, есть и плюс: нам дали полюбоваться на манящие морские пейзажи Крыма, в котором проходили съёмки, его живописные скалистые берега, а также позволили вполне насладиться картинами прыжков в воду с крутых вершин и в стенах голубых крытых бассейнов. Но, с другой стороны, периодически смущает чувство, будто создатели картины не определились, какую основную эмоцию они хотели бы у зрителя вызвать, будто пустив его в свободное плавание по не прорисованным до чётких контуров конфликтам. Вроде бы есть драма: несостоявшийся чемпион внедрился в преступную группировку, но всё разыграно так мягко и настолько без резких движений, что фильм можно смело показывать и детям младше 12 лет (если бы не непонятно зачем вставленный в историю намёк на постельную сцену, которые, в принципе, в подавляющем большинстве российских фильмов традиционно вставляются непонятно зачем).
Отчасти вопросы по остроте сюжета снимаются тем обстоятельством, что в картине гибридный состав из актёров и спортсменов, и наверняка создателям фильма нужно было находить баланс между стремлением актёров выкинуть какой-то психологический трюк и желанием спортсменов не погрешить против спортивной правды жизни. Интересно, что актёр Александр Головин за время съёмок поборол страх высоты и тоже стал прыгуном в воду: он по-настоящему и неоднократно нырнул с высоты 10 метров.
Очевидно, что продюсерскую задачу рассказать о виде спорта так, чтобы это стало интересно детям, фильм выполняет: и здесь очень хороша младшая дочь Владимира Сычёва, которая дебютировала в кино в роли маленькой спортсменки, желающей испытать на себе влияние трёх описанных выше стихий. Есть вопросы к нарисованному сценаристом и режиссёром драматургическому рисунку её роли, но к игре Маши Сычёвой их нет: очень живая и милая, она очевидно стала украшением этой картины.
Досье
Режиссёр и сценарист: Ирина Гобозашвили
В ролях: Александр Головин, Алексей Шевченков, Владимир Сычёв, Олег Васильков, Валентина Светлова, Полина Ларина, Марсель Бакаев, Роман Измайлов
Источник: gazetametro.ru