"Самая неприятная вещь в работе сценариста – приходится много писать. Это как в анекдоте про пожарных: "Всё прекрасно, но как пожар – так хоть увольняйся".
Я рад за людей, которые пишут с радостью, но я к ним не отношусь. Я всегда мучаюсь, пока сцена не получается как нужно. Когда всё закончено – это кайф, но пока ты пишешь – испытываешь боль и страдания. Садишься перед пустым листом, и у тебя начинается тупняк, ты просто сидишь и смотришь на чистую страницу. Потом из тебя что-то начинает с болью и кровью выходить. Это предупреждение всем, кто мечтает стать сценаристом и думает, что писать – это легко и приятно.
Сценарист – это часть большого киноколлектива. Мы ходим по красным дорожкам, получаем свой кусок славы. Но при этом существует девальвация отношения к профессии. Если в Советском Союзе сценаристов чтили, они были известными – Григорий Горин, Виктория Токарева, множество других прекрасных авторов, которых все знали и любили, – то сейчас, если выйти на улицу и спросить прохожих, кого из сценаристов они знают – вряд ли кого-то назовут. Если только Цыпкина, Минаева, да и то единицы их вспомнят. Потому что кино в какой-то момент стало продюсерским и продюсеры решили, что они должны в титрах стоять наверху, потом режиссёр, а сценарист вообще неважен. Это неправильная позиция. Считаю, что режиссёр и сценарист – это как первая и вторая скрипка, дальше идут все остальные, а не наоборот.
Иногда с продюсерами возникают проблемы в процессе работы. Когда сценариста просят переделать текст, сцену, то это нормально. Но только в том случае, если продюсер сам чётко понимает, что хочет. Когда может внятно поставить творческую задачу. Но если сценаристу говорят: "Это всё не то, иди переделывай" – и не объясняют, что надо, в таком случае, дорогой продюсер, ты сам и переписывай.
К сожалению, ребята, которые только входят в профессию, вынуждены работать в маленьких компаниях, и там как раз встречается такой продюсерский непрофессионализм.
И, конечно, сценаристам нужно давать молоко за оскорбления в соцсети. Если кино понравилось, то все считают, что продюсер и режиссёр всё правильно сделали, а если не понравилось – виноват сценарист. Сразу начинают писать комментарии в стиле "что курил автор?" и всё в таком духе. Ведь любая домохозяйка может написать отличный сценарий, мы просто никого не пускаем в кино. Мы закрытая каста, всех отгоняем от кормушки, чтобы не делиться ни с кем деньгами". (Смеётся.)