Микробайт, или Билли – так зовут чернокожую девочку-математика, чьи родители-учёные целыми днями пропадают на работе. Она чаще видит их по видеосвязи, чем на пороге дома, привыкнув справляться со всеми домашними хлопотами самостоятельно. Для помощи по хозяйству и общения родители придумали для дочери робота Карла – гибрид между дроном и "Алисой". Однажды девочка знакомится с настоящим Санта-Клаусом и оказывается втянута, ни много ни мало, в передел рынка рождественских подарков между фабриками Санты и коварного мистера Фафнира.
Легко понять проблемы западных анимационных (и не только) студий, которым каждый год, хоть тресни, надо к Рождеству выпустить нечто новое и желательно кассовое. Здесь решили скрестить что-то вроде книжки "Экономика для малышей" с тенями голливудских вселенных Супермена и Трансформеров. Так Санта становится СуперСантой, а мистер Фафнир – Мракусом. У СуперСанты почти такое же трико и трусы, как у Супермена, а у Мракуса почти такие же подплечники с размахом, как у Оптимуса Прайма. Также забавно и вряд ли случайно, что Фафнир – это имя дракона из скандинавского средневекового эпоса, но вряд ли его упоминание – это напоминание об "Игре престолов" и вообще нечто большее, чем желание сценаристов немного потратить свой культурный багаж.
Все эти отсылки поместят сознание прокачанного юного зрителя в уютную обстановку знакомых образов, а зрителя постарше заставят улыбнуться над их пародийностью. Ведь Санта-Клаус так толст, что трико Супермена делает его огромный (возможно, пивной) живот особенно комичным, злодей Фафнир – всего лишь типичный бизнесмен, под деловым костюмом которого не особенно скрывается желание прибрать к рукам максимальную долю на рынке при помощи рейдерского захвата, а сказочные олени разжирели от постоянного жевания рождественских леденцов вместо соломы.
Предсказуемый, как и в любом нормальном мультфильме, спор добра со злом здесь дополнен ещё и противостоянием роботизированного конвейерного производства дешёвых, быстро ломающихся игрушек ("иначе никто не станет покупать новые") с качественными, сделанными живыми людьми (точнее, эльфами). Понятно, что, в отличие от жизни, в мультфильме роботы будут повержены, но любопытен сам по себе вынос в пространство анимации спора двух экономических типов производства.
Мало того – тема потребления раскрывается на примере человеческих (или эльфийско-человеческих) отношений. "Родные важны только как покупатели", – напоминает подчинённым роботам отрицательный герой – мистер Фафнир, в то время как положительная героиня – девочка Билли – вынуждена основную часть дня тоже разговаривать со своим роботом.
Но все эти серьёзные вопросы вряд ли потревожат юного зрителя, которому гораздо интереснее будет смотреть, как толстые олени пытаются тащить по небу рождественские сани, а эльфы с остроконечными ушами помогают людям, так что с выходом этого мультика марафон рождественских и новогодних историй можно считать открытым.
Досье
"СуперСанта" / SuperKlaus
Режиссёры: Стив Мажори и Андреа Себастьян
Музыка: Диего Наварро
Страна: Испания, Англия, Канада
6+
Источник: gazetametro.ru