Фильм рассказывает об одном из самых секретных и старейших процедур в мире: выборе нового папы римского. Кардиналу Лоуренсу (Рэйф Файнс) поручено возглавить этот тайный процесс после неожиданной смерти понтифика. После того как самые влиятельные лидеры католической церкви собрались со всего мира и заперлись в залах Ватикана, Лоуренс обнаруживает, что оказался в центре заговора, и раскрывает тайну, которая способна поколебать сам фундамент церкви.

Как признался Файнс, в проекте было много моментов, которые его заинтриговали:

Во-первых, я люблю Питера Строана, и я был в восторге от перспективы поработать с Эдвардом (Бергером). Сценарий полон довольно мрачных фигур, совершающих весьма сомнительные поступки. Это и про амбиции, и про коррупцию, но речь идёт не только о вопросах политики, а обо всём историческом процессе. Благодаря моему персонажу раскрывается тема того, какими качествами должен обладать современный духовный лидер.

Актёру также очень понравилась противоречивость его героя:

– Лоуренс, всю жизнь посвятивший служению церкви, теперь неохотно руководит этим мероприятием, полным политической напряжённости. Вместо монастыря, куда он стремится всей душой, Лоуренс вынужден находиться в центре споров, заниматься проблемами, связанными с обеспечением того, чтобы избирательные процессы проходили этично и прозрачно.

"Конклав" основан на одноимённом триллере Роберта Харриса 2016 года. Сценарий написал Питер Строан, а снял обладатель "Оскара" за фильм "На Западном фронте без перемен" Эдвард Бергер.

– Механизм выборов папы является одним из наиболее тщательно охраняемых секретов в мире. Мне было очень любопытно заглянуть за эти закрытые двери и узнать подробности. Мы не можем знать всего, но есть немало фактов, которые нам удалось установить в ходе наших исследований. И мы считаем, что мы ближе к истине, чем кто-либо другой, – сказал Бергер.

В разгар политической интриги, которая определит будущее католической церкви, персонаж Лоуренса раскрывает тайну, которая заставляет его усомниться в своей вере.

– Это не имеет никакого отношения к избранию нового папы. Главный герой перестал верить, что он подходящий человек на роль кардинала. Он попросил разрешения покинуть Рим и отправиться в монастырь, чтобы попытаться вновь обрести свою веру, но папа отклонил его просьбу. Его терзают сомнения, которые он должен постоянно преодолевать. Это меня больше всего заинтересовало, – добавил режиссёр. Бергер подчеркнул, что для него важно было не только показать саму борьбу за право стать новым папой, но и поднять более глубокие вопросы: "Можете ли вы всё ещё верить институту церкви? Даёт ли он веру в будущее? Сможет ли это учреждение вернуть себе целостность?" Это вопросы, с которыми ежедневно сталкиваются многие люди, и не только верующие, добавил режиссёр.

Бергер рассказал, как важно для него было показать некоторые конкретные места, такие как Дом святой Марфы, где кардиналы останавливаются во время конклава, или Сикстинская капелла, где проходит голосование. – Процедура конклава изложена в законе Ватикана, и я прочитал все доступные отчёты о предыдущих конклавах. Но самое интересное было придумать целую Коллегию кардиналов. Я создал нового кардинала для каждого места в мире, – поделился он.

Также режиссёр объяснил, почему выбрал Рэйфа Файнса на роль противоречивого кардинала Лоуренса.

– Это было первое имя, которое пришло на ум. Как актёр он честный, серьёзный и глубокий. Но самое главное, Рэйф способен изобразить внутреннюю жизнь персонажа не хуже, а то и лучше, чем любой актёр, которого я могу себе представить, – признался Бергер. – Лоуренс – осторожный и вдумчивый человек, который не всегда говорит то, что чувствует, поэтому у Рэйфа не так много текста. Он как бы приглашает зрителей разделить с ним его эмоциональное и духовное смятение. И именно это, на мой взгляд, делает этот образ таким привлекательным.

Как отметила продюсер Тесса Росс, у фильма все шансы понравиться зрителям:

– Это великолепная история, триллер с яркими героями, умными людьми с очень заметными недостатками. Это также история личного выбора каждого: охваченные жаждой обладания силой и властью, наши персонажи, к сожалению, неизбежно вступают в битву исключительно ради себя, а не ради общего блага.

Эдвард Бергер и Рэйф Файнс на съёмках фильма "Конклав"

Эдвард Бергер и Рэйф Файнс на съёмках фильма "Конклав"

Philippe Antonello/Focus Feature / © 2024 Focus Features, LLC. All Rights Reserved

Фото:

Патриархат

То, что герои фильма в основном мужчины, конечно, неслучайно, отметил режиссёр Эдвард Бергер: "Католическая церковь – один из старейших патриархальных институтов в мире. Голоса женщин не слышны, и их мнения не учитываются. Большинство наших персонажей, включая Лоуренса, не особо в этом сомневаются. Но в конце фильма мы начинаем задаваться вопросом, почему этот мир не может быть открыт и для женщин?".

Один из таких голосов в фильме – голос сестры Агнес, монахини, отвечающей за управление Домом святой Марфы, где живут кардиналы во время конклава. Изабелла Росселлини, играющая жёсткую, но почтительную Агнес, рассказала, что считает эту роль интересной отчасти потому, что её героиня – единственная авторитетная женщина в этом мире мужчин. "Ваша роль – хранить молчание. Я не согласна с кардиналами. Однако в моём молчании много информации и много присутствия. И мне это понравилось, – сказала она. – Когда вы не в драке борьбы за власть, вы можете сосредоточиться на духовности и помнить о своём призвании и важности любви и благодати, о которых мужчины легко забывают, поскольку они пытаются завоевать положение".

Изабелла Росселлини в роли сестры Агнес.

Изабелла Росселлини в роли сестры Агнес.

Courtesy of Focus Features. © / "Атмосфера кино"

Фото:

Три вопроса сценаристу Питеру Строану:

1. То, что вы сами католик, помогло вам писать сценарий?

– Пригодилось знание этого мира с его ритуалами и правилами, которые здесь обретают смысл. Когда со мной связались и предложили прочитать "Конклав", должно быть, они знали о моих католических корнях. Я прочитал, мне понравилось, и я сразу сказал да.

2. Каково было иметь книгу Роберта Харриса в качестве первоисточника?

– Роберт – один из тех редких писателей, которые пишут интеллектуальные литературные романы с великолепным, захватывающим сюжетом. Он – подарок сценаристу, потому что блестяще структурирует свои романы, создавая при этом ярких персонажей и запоминающиеся диалоги.

3. Что понравилось больше всего?

– Я взял всё, что было в книге, и сделал это ещё более кинематографичным.


Источник: gazetametro.ru