Выставка "Сердце моё полно жалости" в Музее кино приурочена не только к 85-летию со дня рождения Алексея Германа, но и ещё к одной дате – 10-летию премьеры его фильма "Трудно быть богом" в Риме. Куратор выставки и историк кино Станислав Луговой рассказал Metro о некоторых её экспонатах.
Полное погружение в эпоху
Фильм – экранизация одноимённого романа братьев Стругацких, которая длилась рекордные 14 лет. В этом году более 1 тыс. артефактов со съёмок картины поступили в фонды Музея кино. Герман поставил перед художниками задачу создать максимально аутентичные костюмы, поэтому все они выполнены исключительно из натуральных материалов – кожи и металла. Доспехи весят по 70 кг, а оружие настолько острое, что его разместили в зале подальше от рук посетителей, чтобы никто не поранился. Картина подводит своеобразную черту под историей советского кинематографа – это в хорошем смысле старомод- ный фильм, снятый по всем законам кино доцифровой эпохи, в котором не было компьютерной графики и пластика, и которое создавало у артистов и зрителя ощущение полного погружения в материал.
Костюм Руматы
За костюмы в фильме отвечала художник Екатерина Шапкайц. Герман снимал чёрно-белое кино, поэтому линии костюмов должны были быть очень графичными и фактурными. Костюм Руматы имеет под собой историческую основу, кожаную куртку- бригантину. Это своеобразный доспех из кожи, набитый конским волосом, с защитными свинцовыми пластинами. На выставке костюм Руманы стоит на своеобразном возвышении, обозначая позицию героя "над схваткой", в момент, когда он ещё не вступает в противостояние с Чёрным Орденом.
Труба
С её помощью в фильме показано противопоставление Руматы и жителей Арканара. Он землянин, носитель знания и культурного багажа, играет на музыкальных инструментах. Для жителей Арканара музыка не является гармонией – для них это абсолютная какофония, от которой они затыкают уши и от которой у них болят животы. Музыка в Арканаре церемониальная, для создания ритма, а не для красоты. И в конце рабы пытаются воссоздать музыку, похожую на музыку Руматы. Многие воспринимают фильм Германа как пессимистичное завещание, а этот эпизод является своеобразным лучом надежды.
Чёрт
Присутствует в очень коротком эпизоде, который интересен тем, что является прямой цитатой из Стругацких. Чёрный Орден приходит к власти и начинается уничтожение культуры, включая народное творчество. Этот чёрт – оберег, и его в эпизоде сбивают копьём. Делает это человек, очень похожий на актёра и хореографа Антона Адасинского. Он пробовался на роль в фильме, но не был утверждён, поэтому есть подозрение, что в этом эпизоде Герман его всё-таки снял, хотя он не указан в титрах. В эпизоде он произносит важную для фильма фразу: "Книгочей не есть враг – враг есть книгочей усомнившийся".
Конский доспех
Над ним работала художник-постановщик Елена Жукова. Герман требовал, чтобы все малейшие детали "работали" на образ, а лошади в кадре выглядели как бронетранспортёры. Доспех делался на протяжении года и получилась боевая машина с огромным количеством деталей и грузов – настоящая походная лошадь Средневековья. Интересно, что Герман хотел, чтобы у лошади была больная селезёнка, и звукооформитель Сергей Фигнер придумал конструкцию из двух воздушных шариков с водой, которая при движении давала булькающий звук.
Марионетки
Куклы-марионетки не вошли в окончательный монтаж фильма: материала было отснято на 12-часовую картину, после финального монтажа получился трёхчасовой фильм. Эти куклы-марионетки – персонажи средневекового театра, в которых угадываются ключевые герои картины. Например, предводитель Чёрного Ордена дон Рэба, который совершает государственный переворот, а также Вага Колесо, который пробует уговорить Румату перейти на его сторону. Это намёк на то, что и персонажи картины – тоже марионетки в руках истории.