Баха (Иман Седиг) узнаёт, что его отца Бахама (Али Багери) освободили из тюрьмы. Он был пожизненно осуждён за убийство жены из ревности, но отсидев 20 лет, теперь выходит по амнистии. Баха не в восторге от этой новости: он до сих пор не может простить отца, но ему всё равно нужно ехать за ним в тюрьму, чтобы привезти домой. Обратный путь они проделывают в полном молчании, за исключением просьбы сына к отцу не курить в машине. Безмолвие долгой дороги домой прерывают лишь три случайные встречи.

Путь героев пролегает через фантастически красивые зимние горные пейзажи, которые, как рассказала съёмочная группа на встрече после премьеры, лежат всего в трёх часах езды от Тегерана. Снежные отроги и вершины здесь – не просто впечатляющий фон для всей истории, но и беспроигрышный способ создать настроение картины. Благодаря столь удачному выбору натуры дыхание холода становится не просто метафорой отчуждения между отцом и сыном, но буквально передаётся зрителю через экран. 

В этом беспощадном, безмолвном и холодном царстве природы человек не может согреться ни прощением, ни любовью и начинает напоминать заснеженную скалу – прекрасную и бездушную. Два молчаливых мужчины в старом автомобиле не говорят друг другу ни слова, но километр за километром между ними всё больше разверзается красноречивая и энергетически очень заряженная пропасть: в ней поразительная смесь холода, отчаяния, ненависти, слёз и каменного спокойствия. Всё это блестяще передано актёрским дуэтом отца и сына при минимуме текста. 

Разговор между ними – это паузы между словами, которые могли быть сказаны, но так и не оказались произнесены. Эти паузы на фоне открыточно-прекрасной иранской зимы (которая, как нам кажется – отдельный кинофеномен) – один из самых важных и завораживающих элементов в этой картине.

Отец, сын и зима между ними.

Отец, сын и зима между ними.

ММКФ

Фото:

Удивительно, но эту суровую и прекрасную драму сняла женщина: сценаристом и режиссёром картины стала Нахид Азизи Седиг, автор нескольких игровых и документальных фильмов для телевидения. "Дыхание холода" – её полнометражный игровой дебют в кино.

– Тема места женщины в иранском обществе достаточно больная, – рассказала на встрече после премьеры картины режиссёр и сценарист. – Также этот фильм о распаде семьи, что актуально не только для Ирана. 

Картина ставит вопрос о проблемах женщины в традиционном обществе, однако на всём её протяжении на экране парадоксальным образом появляются только мужчины. Убийство женщины и страдание по ней – за скобками сюжета и в то же время разлито по всему его молчанию.

– Это намеренный приём, – поясняет режиссёр. – Мне хотелось показать, каким был бы мир без женщины – жестоким и холодным, в котором сын идёт на отца. 

ЦИТАТА

Я очень люблю писать сценарии на разные темы, в том числе драматические, поскольку у меня есть определённый жизненный опыт. Поэтому когда приходит время выбирать, на какую тему снимать фильм, у меня есть из чего выбрать. Но на теме места женщины в иранском обществе я остановилась потому, что она достаточно больная, и мне захотелось заострить на ней внимание ещё раз, хотя фильмов об этом у нас немало.
– Нахид Азизи Седиг, режиссёр и сценарист

Повесть об отце и сыне, которую так и хочется назвать горной балладой, вмещает в себя не только темы женщины и семьи: как любое близкое к художественному совершенству произведение, она преломляет на своей идеально отполированной поверхности множество других, более масштабных вопросов: о месте человека на земле, смысле любви, оторванности от Бога и близости к нему. 

– По поводу этой картины в нашей совещательной комнате на этапе отбора фильмов на фестиваль не было никакого обсуждения: все члены конкурсной комиссии просто сказали картине одно слово: "Да!" – поделился кинокритик и киновед Сергей Лаврентьев.

Досье

Режиссёр и сценарист: Нахид Азизи Седиг

В ролях: Иман Седиг, Али Багери