Большой роман недели
Ференц Шанта
Пятая печать
2024. Синдбад
Аннотация: 1944 год, Будапешт. Осенним вечером в небольшом трактире четыре старых приятеля – часовщик, книготорговец, столяр и хозяин заведения – проводят время за графином домашнего вина и разговорами о житейских пустяках. За стенами трактира – комендантский час и разгул террора, внутри – островок стабильности и спокойствия. Приятели утешают себя тем, что, как люди маленькие, повлиять всё равно ни на что не могут. Зато и упрекнуть себя им не в чем, их совесть чиста. Всего через сутки все четверо окажутся перед самым трудным выбором из возможных – когда сохранить человеческое достоинство можно будет только ценой жизни.
Наше мнение: У "Пятой печати" большие и тёплые отношения с отечественной аудиторией. В 1977 году на 10-м Московском международном кинофестивале фильм, основанный на романе Ференца Шанты 1963 года, получил главный приз, а само произведение было впервые опубликовано на русском языке три года спустя. При этом книга остаётся малознакомой российскому читателю, как и венгерская литература в целом, но переиздание в свежем переводе попытается данную коллизию исправить, тем более что для этого есть все предпосылки.
"Пятая печать" просится как минимум в список обязательной литературы для взрослого читателя, если не в реестр внеклассного чтения для подростков. Это универсальный сюжет, соединяющий реальный исторический контекст и форму притчи, а основной конфликт резонирует со всем, что мы, "книжные дети, не знавшие битв", "помним" о войне за пределами полей сражений. Люди, собравшиеся в трактире, за один вечер покажут своё истинное лицо и "расскажут" о том, что готовы сделать ради выживания. По большому счёту это и не люди вовсе, а архетипы, такие типичные "персонажи" компьютерной игры, которые вдоволь представлены в любой социальной группе или сообществе. Все истории в мировой литературе, схожие по посылу – от фиктивной антиутопической фантастики и классического необитаемого острова до концлагеря и тюрьмы – работают на ту же задачу. И, конечно, автор вдоволь поиграет с нашими предустановками о добре и зле.
При этом роман о тяжести морального выбора может оказаться неожиданным опытом, поскольку действие, которое проводит героев через фильтр и отделяет одних от других (заметьте, не плохих от хороших), стартует лишь в конце, а основную часть текста вы будете читать об абсолютно житейских вещах, приготовлении грудинки и отношениях с детьми. Но в финале так или иначе придётся решить, насколько провокационным оказывается название книги, взятое из "Апокалипсиса", и что это за невинно убиенные грешники, которых нам пытаются показать. Драматический роман Шанты производит сильное впечатление и оставляет глубокое послевкусие, при этом без перечисления ужасов войны. Ну почти.
Young adult недели
Такума Окадзаки
Тайны кофейни в Киото. Том 1
2024. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: Помчавшись за разъярённой – уже бывшей! – девушкой, Аояма теряет её из виду, зато попадает под ливень. К счастью, совсем рядом обнаруживается таинственная кофейня, которую не так-то просто найти: сначала надо увидеть рекламный щит, затем – нырнуть в туннель, следуя за стрелкой... Укрывшись там от дождя, Аояма знакомится с Михоси – очаровательной бариста, которая готовит лучший на свете кофе и обожает расследовать таинственные дела. Михоси легко "перемалывает" самые сложные загадки, но сможет ли она узнать, какой секрет скрывает её новый гость?..
Наше мнение: Японский читатель не жалует большие романы, а очень органично подсаживается издателями на мангу и ранобэ (произведения с продолжением в мягкой обложке). Поэтому серия "Тайны кофейни в Киото", в которой уже 8 томов и миллионы проданных копий, вполне наследует местную традицию. Автор создаёт общую завязку с локацией и персонажами, а затем просто нанизывает на эту леску бусинки отдельных историй. В данном случае есть два героя по обе стороны прилавка, место действия (та самая кофейня в Киото) и сквозная просветительская тема – кофе, что тоже характерно для реалий Страны восходящего солнца. Здесь независимо от жанра – литература, аниме, кино – молодое поколение стараются не только развлечь, но и в какой-то степени воспитать. Поэтому по ходу читателю будут накидывать информацию о популярном напитке и индустрии в целом то в виде ликбеза, то в форме живого диалога, но суть от этого не меняется.
В остальном прозорливая бариста в каждой главе (проще говоря – рассказе в духе Конан Дойля и Агаты Кристи, но без криминала и крови) "расследует" житейские истории подростков и взрослых, помогая разложить их на детали и разобраться отдельным действующим лицам в себе. В некоторых сюжетах будет лишь настроение, где-то мораль, но в общем и целом это стандартный подход в японском искусстве – жизненные персонажи, с которыми можно себя ассоциировать, вполне реалистичные истории и чуточку интриги – лёгкой, словно пенка на капучино. Романы Такумы Окадзаки ориентированы на подростковую аудиторию, но попасть в поток и добить "Тайны кофейни в Киото" можно без труда в любом возрасте. Это ламповый и атмосферный текст о повседневности и её проблемах в антураже древней столицы страны без сложностей и особенной глубины.
Сборник недели
Гэй Тализ
Фрэнк Синатра простудился и другие истории
2024. Individuum
Аннотация: Тализ – икона американской журналистики 1960-х–1970-х годов, он задал золотой стандарт репортёрской работы на десятилетия вперёд. В своих текстах для "Esquire", "The New Yorker" и "The New York Times" Тализ вывел на принципиально новый уровень искусство написания статей и с фотографической точностью запечатлел эпоху бурных перемен. В первый сборник Гэя Тализа на русском языке вошли знаковые очерки и репортажи, написанные на протяжении полувека: с 1960-х по 2010-е. Мировые знаменитости в диапазоне от Синатры до Леди Гаги, мафиози "Коза ностра", коллеги-журналисты с их неуёмным зудом писать – о ком бы ни рассказывал Тализ, он пишет степенно и размашисто, создавая обстоятельную и яркую хронику человеческой жизни.
Наше мнение: Вы скорее всего не знаете Гая Тализа. Но он – один из тех, кто создал современную публицистику в толстых журналах, так называемую "новую журналистику". И вы эти очерки точно читали, хоть и в исполнении российских авторов: большие, насыщенные деталями истории, написанные со скрупулёзностью репортажа, но при этом с художественными достоинствами классического романа. Американские романисты сыграли в этом важнейшую роль: они нередко работали репортёрами или печатались в прессе.
Все истории из этого сборника ровно такие: они раскручивают жизнь выбранного персонажа из одной или двух деталей. Как будто вы слишком близко подошли к картине в музее, а потом делаете несколько шагов назад. Синатра в тот вечер, когда его видит Гай Тализ, простужен и не может петь, но этим он и интересен: безголосый, Фрэнк показывает себя с новой стороны, а автор рассказа дёргает историю за ниточку и проходит по ней на годы назад и вперёд. И так почти везде.
Вы удивитесь, но Тализ до сих пор жив, тогда как его коллеги, тоже создававшие жанр – к примеру, Том Вулф и Хантер Томпсон – (давно) нет. Ему 92 года, выглядит бодро и что-то даже продолжает писать. В книге есть и относительно не старые истории: к примеру, о Леди Гаге. Более того, в 2023 году Тализ выпустил новинку – Bartleby and Me: Reflections of an Old Scrivener, по сути мемуары. Вдумайтесь: первая запись в библиографии – New York: A Serendipiter's Journey – относится к 1961 году. Но цифры здесь ни при чём. Даже если вы не знаете никого из героев сборника кроме Синатры и Леди Гаги, то эта "литературная журналистика" должна найти отклик. Уж слишком она размывает грани с классическим "большим" рассказом.
Научпоп недели
Андрей Шаповалов
Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма
2024. Альпина Паблишер
Аннотация: Во что верили коренные жители Сибири? Какие обряды и ритуалы они совершали? Как они представляли Вселенную? Кто такой шаман и зачем он пляшет с бубном у костра? Как удаётся ему проникать в иные миры и поддерживать космическое равновесие? На эти и другие вопросы отвечает эта книга. Интерес к шаманским практикам возник у её автора, историка и музейного деятеля Андрея Шаповалова, ещё со времён студенчества, а на рубеже веков даже привёл его в школу шаманизма.
Наше мнение: Слово "шаман" в России в последние годы изменило своё значение в силу непростого исторического контекста, но сибирские "смотрящие за духами" никуда не делись. В отличие от многих духовно-мистических практик шаманизм народов этого региона по-прежнему чаще всего воспринимается как нечто непознанное, нежели пережиток былых времён и рудимент каменного века. Главное, что никуда не делись и современные шаманы. Они продолжают служить своим людям и нередко попадают в ленты новостей.
Несмотря на то что историк Андрей Шаповалов – явно человек науки, от его книги веет ароматом того самого очевидного, но невероятного. С одной стороны, он разбирает явление по полочкам от первого лица (картина мира, мистерии, транс, орудия и социокультурный подход), с другой, не отрицает, что танцы, извините, с бубнами – это не умозрительная фикция, фантастика, которая существует в некоторых комьюнити, а нечто достаточно реальное, работающий механизм. Просто "наука пока не в курсе дела", как говорил знаменитый лектор из "Карнавальной ночи". В любом случае эта книга – хороший, систематизированный инсайт в мир шаманизма. Верите вы или нет, но будет любопытно приоткрыть эту дверцу.
Книга недели о воспитании
Кащеев Д., Александрович Д., Бекренев С. и другие
Отцы говорят. Как предприниматели воспитывают своих детей?
2024. Books Fabrique
Аннотация: Эта книга – концентрат опыта 14 отцов и успешных предпринимателей. 14 абсолютно разных подходов к воспитанию, формированию ценностей и отношению к деньгам от тех, кто уже достиг выдающихся результатов в жизни и бизнесе. Соавторы делятся с читателем сокровенными инсайтами, историями становления и пути, видением и родительским опытом, а также методиками и техниками, которые можно смело брать на вооружение и применять в своей жизни.
Наше мнение: "Отцы говорят" – это Youtube-канал (и параллельно – подкаст), раскрывающий бизнесменов с необычной стороны – не предпринимательской, а личной. В книге с одноимённым названием составитель и автор проекта Денис Кащеев постарался дать трибуну полутора десяткам коллег, которые отметились вольными эссе на тему воспитания детей. Да, в начале каждой главы формулируется какой-то вопрос ("Что важнее: вуз или садик?"), но по факту он очень условный. На 200 страницах собраны истории отцовства от первого лица, переплетённые с темой развития бизнеса и подытоженные некоторой моралью, как в сказке.
Важно понимать, что здесь никто не учит универсальным формулам и не рассказывает, как нужно делать, чтобы всё было правильно, поскольку что такое правильно, неизвестно никому. Но когда умные люди с немалым жизненным опытом просто делятся своими наблюдениями, это полезно в любом случае. Даже если вы не вынесете ничего из текста для себя, подобные рассказы с биографической составляющей и историями собственного взросления обычно читаются на отлично.
В конце каждой главы есть список рекомендаций от предпринимателя (фильмы, книги), пара чистых страниц для заметок и, пожалуй, самый необычный раздел – "ритуал", в котором автор делится одной семейной привычкой. Кто-то отключает телефон с 19.00 до 10.00 утра, другие ходят в баню или даже записывают семейное интервью раз в месяц, где разбирают "кейсы" и определяют приоритеты.
Этот жизненно-аналитический формат вряд ли послужит чёткой инструкцией для "работы" по воспитанию ребёнка – всё, разумеется, сугубо индивидуально, но прочитать книгу точно стоит. По сути, глобальный вывод тут один: насколько бы вы ни были заняты, не стоит бросать детей, иначе воспитывать их будут Интернет и тиктоки. Всегда стоит помнить об этом.