В годы Великой Отечественной войны в городе Ломоносове (Ораниенбаум) находился центр плацдарма, с которого в январе 1944 года началось полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.

– Все знают про Ленинградскую блокаду, – рассказывает Анатолий Аграфенин. – Все представляют Ленинград как единый город, который оказался в окружении врага, а через Ладогу получал помощь. А о том, что у города были анклавы обороны, мало кто в курсе. Например, на южном побережье Финского залива остался достаточно просторный участок, который немцы отсекли от Ленинграда, но овладеть им не смогли.

Писатель Анатолий Аграфенин

Писатель Анатолий Аграфенин

 

 

Электричество и вода

Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года. Фашисты захватили Стрельну и Петергоф, отрезав от Ленинграда город Ораниенбаум и его окрестности.

– Городок был изолирован  и от страны, и от Ленинграда, – продолжает Анатолий. – Все мы знаем о блокадных 125 граммах, в Ораниенбауме норма выдачи хлеба была гораздо меньше. Но жизнь на плацдарме не замерла.

До войны в курортном городе Ораниенбауме проживало около 35 тыс. человек.

– Одна из пяти школ проработала всю блокаду, – комментирует автор книги. – В отличие от Ленинграда, в отрезанном от всей страны городке всегда были электричество и вода. Чтобы избежать эпидемии педикулёза, жителям города не выдавали продуктовые карточки, если они не предоставляли справку, что побывали в бане. Во время блокады работали колхозы, в море выходили рыболовецкие бригады, сформированные из девушек 16–19 лет.

Кроме местных жителей в Ораниенбауме собрались беженцы из ближайших районов, в том числе Петергофа.

– Во время авианалётов люди прятались в подвалах зданий, – рассказывает Анатолий Аграфенин. – Самая большая коммуна собиралась в соборе Архангела Михаила. В подвалах храма умещалось до полутора тысяч человек.

Малая дорога жизни

Ленинград спасла Дорога жизни через Ладогу. Ораниенбаум поддерживала трасса через Финский залив, зимой она проходила по льду.

– Местные жители называли её Малой дорогой жизни, – рассказывает Анатолий. – О ней до сих пор известно очень мало. Я провёл полгода в архиве Военно-Морского Флота в Гатчине (филиал Центрального архива Министерства обороны России. – Прим. ред.), где обнаружил множество малоизвестных фактов о ледовых дорогах через Финский залив в годы блокады. По ним ежедневно проходили тысячи грузовиков с хлебом, оружием, боезапасами, необходимыми для обороны плацдарма. По этой дороге вывезли 14 тыс. жителей на Большую землю.

Форт Красная Горка. 305-мм сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская установка (ТМ-3-12)

Форт Красная Горка. 305-мм сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская установка (ТМ-3-12)

vk.com/fort_f

Фото:

Январский гром

После прорыва блокады Ленинграда враг всё ещё стоял у стен города и обстреливал его из своих орудий.

– Фашисты хорошо укрепились на своих позициях и ждали наших атак, – объясняет автор книги. – Тогда командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Леонид Говоров предложил Ставке начать наступление там, где враг его ожидал меньше всего, – с южного берега Финского залива, с Ораниенбаумского плацдарма.

Собор Архангела Михаила. В подвале храма местные жители прятались от бомбёжек

Собор Архангела Михаила. В подвале храма местные жители прятались от бомбёжек

vk.com/michael.prihod

Фото:

Осенью 1943 года на Ораниенбаумский плацдарм через Финский залив были переброшены более 50 тыс. бойцов 2-й Ударной армии, а также танки и орудия.

– В середине января 1944 года полевая артиллерия и "катюши" больше часа утюжили огнём фашистские позиции. Били дальнобойные орудия с Пулковских высот и фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Такого грома в январе эти места ещё никогда не слышали! А 27 января 1944 года над Невой прогремел ещё один гром – это был салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от фашистской осады.