Валерий Попов станет участником лектория фестиваля. Тема его выступления – "Вели вызывающий образ жизни".

– Мы, молодёжь конца 1950-х, очень хотели выделиться – хотя бы внешне, – рассказывает писатель. – На проспекте Майорова (ныне Вознесенский пр-т. – Прим. ред.) была парикмахерская,  куда я ходил делать модный кок. Очередь занимал на рассвете. Помню, вышел от мастера с великолепным коком и страшным ожогом феном. В тот момент я понял:  чтобы быть пижоном, нужно чем-то пожертвовать. Моя причёска тогда произвела впечатление и на одноклассников, и на учителей. За это не выгоняли из учебного заведения. В центре Ленинграда висели сатирические плакаты: двое крепких парней с повязками на рукавах хватают хилого стилягу. Снизу был текст: "Не за узкие брюки, а за хулиганские трюки". То есть предполагалось, что если у тебя узкие брюки, то всё остальное также за чертой нормы. У меня были узкие тоже. И это не помешало окончить школу с золотой медалью.

Костюм цвета асфальта

– В ЛЭТИ, где я учился, у нас на курсе был фарцовщик, – вспоминает Валерий Георгиевич. – Через него можно было достать импортный костюм цвета асфальта. Все наши отечественные мешком сидели, а импортный был идеальным, нигде не морщинил. В нём ты чувствовал себя успешным, красивым, уверенным, продвинутым. Он как-то внешне определял твоё внутреннее состояние, хотя это и противоречит марксистской теории. Позже на Староневском появилось ателье, где работал знаменитый Петров. Он шил чёрные длинные пальто, немного приталенные.  Помню, сел в автобус в этом пальто. Встретил знакомых ребят, с ними была очаровательная девушка – Ася Пекуровская, первая жена Сергея Довлатова.  "О, пальтишко от Петрова, – сказала Ася. – Наш человек". Потом мы с ней подружились.

 

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

"Хорошо, что Попов. Плохо, что с бутылкой"

Примерно в это же время молодой литератор Валерий Попов познакомился с другим молодым литератором – Сергеем Довлатовым.

– В коммуналке писателя Игоря Ефимова на Разъезжей улице, 15, часто собирались литературные компании, – рассказывает Валерий Попов. – Там я встретил и Довлатова. Помню, как-то мы пошли гулять, потом заглянули домой к Сергею на улицу Рубинштейна. Я купил бутылку, мы хотели выпить и поговорить о литературе. Тут вошла мама. Сергей представил меня Норе Сергеевне: "Познакомься, это Валерий Попов". Она ответила: "Хорошо, что Попов. Плохо, что с бутылкой". Сергей начал меня выгораживать, сказал, что бутылку принёс он, я возражал. Тогда мама Довлатова резюмировала: "Если не знаете чья, значит, моя". Забрала бутылку и вышла из комнаты.

 

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

Прыгнул через океан

– По-моему, 1960–70-е были лучшим временем для литературы, – считает Валерий Попов. – Потому что жизнь уже стала не советской. При этом были огромные тиражи, выдавались авансы, на которые можно год жить. Я тогда для себя понял, что одна нормальная книга будет выходить раз в пять лет. Примерно так и получилось. Я человек терпеливый, меня это устраивало. А Сергея –нет. Но на самом деле, у него не было ни одного завершённого произведения. Он вообще шёл с другого конца. Мы все о текстах заботились, а Сергей создавал себя: ходил в тапочках по центру города, выпивал со всеми. Он стал популярен, не написав ни строчки. Довлатов гениально создавал образ гонимого. А у нас таких любят. Потом он совершил самый главный и решительный шаг: прыгнул за океан. Америка была ему нужна. Там он испугался по-настоящему, понял, что на родине можно протестовать бесконечно, сидеть в ресторане и всем рассказывать, что никто его не любит, и так состариться. В Америке он закончил свои произведения, стал издаваться. Мы переписывались. В 1990-м Сергей приглашал на мой литературный вечер в Нью-Йорк, который он собирался вести. Мы должны были встретиться осенью. А летом он умер... Помню, я позвонил его супруге Елене, спросил: "Как ты будешь жить?" Она ответила: "Как обычно: одна буквочка – цент, одна буквочка – цент..." (Елена Довлатова работала машинисткой. – Прим. ред.). Первая вещь Довлатова, которая попала мне в руки, был сборник "Чемодан". Я прочёл его на одном дыхании. И для меня это самое любимое произведение Сергея по сей день. Он писал легко, без выпендрёжа. Это подкупает. Довлатов гениален тем, что он не грузит ни моралью, ни философией, ни обязательствами. И за это молодежь так любит его. Он как бы отпускает с уроков: отдыхайте ребята! Если бы работал много, то наверняка бы исписался. Как это ни странно звучит, он вовремя умер. Как будто многое не успел. И это тоже подогревает интерес к его творчеству.


Фестиваль "День Д"

Фестиваль пройдёт с 31 августа по 1 сентября на разных площадках города.

  • Презентация сборника лекций "Вокруг Довлатова". "День Д" впервые издал собственную книжку. Составитель сборника Лев Лурье проведёт презентацию (31 августа – наб. р. Фонтанки, 69).
  • Фотосессии "Пиджак Довлатова" и "Пальто Довлатова". Возможность сфотографироваться в вещах писателя. Вырученные от акции деньги пойдут на помощь подопечным благотворительного фонда AdVita (31 августа – наб. р. Фонтанки, 69; 1 сентября – "Вавилов Лофт", пространство "Линза").
  • Концерт/мастер-класс АПДАЙ-КА – перкуссионная шоу-группа Samba SPB. Можно поучиться играть на тазах, шайках и пивных кружках с участием вяленой воблы под руководством музыкантов (1 сентября –  "Вавилов Лофт").
  • Парад фокстерьеров и возложение цветов к памятнику (ул. Рубинштейна, 23).

Полная программа фестиваля на сайте.

У памятника Довлатову пройдёт парад фокстерьеров.

У памятника Довлатову пройдёт парад фокстерьеров.

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото: