О чём спектакль

Москва, 1920-е годы. В Калабуховском доме царит разруха, среди которой профессор Преображенский и его молодой ассистент Борменталь загорелись идеей создания "правильного" человека. Для этого они пересаживают уличному псу Шарику гипофиз маргинала Клима Чугункина. Помогает учёным горничная Зина. Однако результат их эксперимента, как известно, выходит из-под контроля.

Режиссёр: Вероника Мамонова

В ролях: Цзыся Су, Алексей Артемов, Олег Денисов, Михаил Попов, Софья Пачколина

 

предоставлено театром "Нити"

Фото:

В чём особенность

Шарикова в этой версии играет китайский актёр Цзыся Су, хоть и с акцентом, но хорошо говорящий по-русски (впрочем, его произношение только добавляет колорита ставшему человеком псу). Он же изображает в начале постановки пса Шарика, выползая из будки, спрятанной за зрительными рядами. До своего превращения Шарик передвигается на четвереньках, ест с рук и ведёт себя совершенно по-звериному. Из спектакля убраны многие персонажи, к примеру, кухарка Дарья Петровна и свита домкома Швондера. Искушённый зритель может углядеть в постановке и некоторые элементы театра жестокости Арто: фонящие микрофоны, изощренное проведение операции Шарику с весело танцующими в процессе Преображенским и Борменталем, льющаяся с потолка искусственная кровь, стёртые границы сцены, когда актёры напрямую взаимодействуют с залом. При этом, несмотря на способное шокировать зрелище, вся постановка проходит под меланхоличные песни Вертинского.

 

предоставлено театром "Нити"

Фото:

Впечатления обычного зрителя

Акценты смещены, по сравнению с культовым фильмом Бортко, образы в адаптации "Нитей" куда ближе к малоизвестной итальянской экранизации 1976 года. Главным образом Преображенский и Борменталь здесь показаны хладнокровными фанатами евгеники – чуть ли не мясниками, одержимыми идеей создать сверхчеловека. Шариков же, наоборот, вызывает сочувствие, даже став человеком, который сквернословит, выпивает и буянит. При этом опущены многие похождения и наглые выпады Полиграфа Полиграфовича. В этой постановке он показан как жертва обстоятельств, набравшаяся дурного от своего донора-пьяницы и Швондера, который промывает Шарикову мозги, тоже пытаясь вылепить идеальный образ, в его случае – верного партии советского гражданина. Светлым персонажем остаётся одна лишь Зина, искренне привязавшаяся к Шарику, до конца верившая в его перевоспитание и со слезами воспринимающая насильственную трансформацию Шарикова обратно в собаку. При этом спектакль "Нитей" ясно даёт понять, что все персонажи, несмотря на свои нелицеприятные поступки, всё же хотели как лучше. Однако исключительно по своему личному мнению.