О чём спектакль
"Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" – повесть детского шведского писателя Ульфа Старка. По сюжету мальчик Ульф рассказывает своему другу Берре о том, как здорово иметь дедушку: вы вместе ходите на рыбалку, он угощает тебя кофе, а иногда даже выдает карманные деньги. У Берры нет дедушки, поэтому дети решают выбрать его в доме престарелых. И дедушка Нильс, как и другие взрослые, сразу же признают в Берре его внука и включаются в игру.
Хотя игрой это и не назовёшь: герои делятся друг с другом самым ценным и сразу же по-настоящему привязываются. Да и вы к ним тоже. Дедушка Нильс научит маленького Берру самым важным вещам – способности любить и пережить утрату. Ну и свистеть, конечно. В этом и есть какая-то особенная магия скандинавских историй: они очень просто, с описание различных маленьких деталей, говорят об очень важных и сложных вещах. И, что самое важное, говорят они одновременно на понятном и для детей, и для взрослых языке.
В чём особенность спектакля
"Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" – моноспектакль, хотя действующих лиц будет много. Иван Пачин использует предметы в качестве персонажей повести (дедушку Нильса играет стул, а медсестру из дома престарелых небольшой гипсовый бюст), но наделяет эти предметы характером и разной интонацией. По сути, чем это отличается от кукольного театра? Или детской игры, когда каждая вещь наделена особой ролью? Дети-зрители такой подход полностью поддерживают и охотно вступают в диалог, когда актёр предлагает задавать вопросы перед началом спектакля, а потом даже прося выйти на сцену некоторых детей, чтобы научить их свистеть.
Всё это выглядит очень органично и не вызывает чувство кринжа за происходящее на сцене (цитата детей во время беседы с театральным педагогом во время спектакля), что подтверждает талант режиссёра.
Беседа детей и подростков с театральным педагогом после спектакля – ещё одна фишка. Перед началом постановки он задаёт всем присутствующим пару вопросов, над которым можно подумать во время спектакля и обсудить после, как и свои впечатления в целом. В холле потом происходит практически семинар, где зрители делятся своим мнением и пытаются разгадать театральный язык символов. Кстати, ограничений нет – взрослым тоже можно участвовать в обсуждении, но в этот раз всем нам было интереснее слушать.
Впечатления обычного зрителя
Несмотря на игру только одного актёра, весь зрительный зал в внимательно следил за ним на протяжении всего спектакля. Даже дети – смеялись в тех местах, когда четвертая стена должна была сломаться, и задерживали дыхание в драматических эпизодах. Вообще это отличный вариант совместного досуга родителя и ребёнка старше шести лет, а после беседы детей с театральным педагогом у них точно ещё назреют какие-то вопросы или своё мнение, которое можно будет уже обсудить дома с родителями. Даже без участия в таком интерактиве взрослым при самостоятельном просмотре тоже было интересно, хотя вы и понимали, что именно произойдёт с дедушкой, концовка очень сентиментальная для всех возрастов.
"Театральный проект 27" задумывался как проект, где подросток может чувствовать себя комфортно, находить ответы на важные вопросы, которые даже ещё не решается задать. Само пространство театра, формат, подбор спектаклей отлично помогут в реализации этой цели.
Перед походом в театр внимательно посмотрите видео на сайте театра, как в него пройти, чтобы не запутаться в новом пространстве бывшего завода "Арсенал".