16+

Режиссёр: Сусанна Цирюк

В ролях: Дмитрий Ткаченко, Анна Потакова, Семён Толов, Екатерина Бездель, Юлия Корж, заслуженные артисты России Борис Ивушкин и Наталья Боровкова и другие

Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут

О чём спектакль

Разочарованный в светской жизни и "повидавший всё на своём веку" князь Арбенин (Дмитрий Ткаченко) подозревает свою юную жену Нину (Анна Потакова) в измене. Ревность так сильно терзает аристократа, что он решается отравить супругу. В финале пьесы ожидаемо выясняется, что Нина не изменяла мужу, а всему виной – светские интриги, жестокость социума и явные параноидально-маниакальные черты характера главного героя. Арбенин сходит с ума от горя и погибает от огнестрельного ранения. В оригинале у Лермонтова всё было несколько иначе. Зритель с самого начала понимает, что Нина невиновна; злосчастный браслет, вокруг которого строится вся интрига, был потерян на балу; в последней сцене Арбенин теряет рассудок, но остаётся жив. Лермонтов написал "Маскарад", когда ему был всего 21 год – по сегодняшним меркам практически подростковый возраст. Карты, любовь, честь и смысл жизни – вот что волновало молодого поэта в те годы.

С тех пор пьеса, даже не опубликованная при жизни автора, пережила множество постановок, обросла дополнительными смыслами и нехарактерным для оригинала глубоким психологизмом.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Стас Левшин. Предоставлено пресс-службой ТЮЗ

Фото:

В чём особенность

Создатели спектакля сделали всё, чтобы облегчить длинные и по нынешним временам местами архаичные диалоги и монологи Лермонтова. Именно для этой цели пьесу снабдили большим количеством музыкально-танцевальных номеров-вставок, дополнительным главным персонажем – сексуальной Безумной Маской в исполнении Юлии Корж, актёров-мужчин нарядили в штаны из кожзама и тяжёлые ботинки (авторы постановки описывают этот стиль как смесь нарядов XIX века и стимпанка), князя Арбенина заставили периодически бросаться на жену буквально с кулаками, а вместо одного из картёжников ввели колоритный и запоминающийся образ старой княжны в исполнении заслуженной артистки России Натальи Боровковой. Кроме этого, "Маскараду" придали дополнительный петербургский дух с помощью сценографии: драма разыгрывается в мрачных серых тонах на фоне силуэта падающего Александрийского столпа, периодически идёт снег, а сцена окутывается белым дымом.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Стас Левшин. Предоставлено пресс-службой ТЮЗ

Фото:

Впечатления обычного зрителя

Эта версия "Маскарада", задуманная и осуществлённая авторами на стыке стилей и жанров, как говорится, не оставит зрителя равнодушным. Песни и танцы, заключающиеся в основном в довольно эротическом перекатывании актёров по сцене, плохо вяжутся с текстами Лермонтова, Ахматовой, Андрея Белого и т.д. Музыка и хореография упорно переносят зрителя в эпоху "Трёх мушкетёров" или "Собаки на сене" с привкусом образа "шальной императрицы", и "Маскарад" то и дело грозит обернуться мюзиклом, но этого не происходит. Невозможно понять, почему довольно субтильный князь Звездич (Семён Толов) является объектом вожделения женщин. Внешне он явно проигрывает брутальному Арбенину, у которого, впрочем, от титула "князь" остаётся одно название – по всем остальным параметрам он похож на смесь рокера и бандитского авторитета из 90-х.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Сцены из спектакля "Маскарад" на сцене ТЮЗ.

Стас Левшин. Предоставлено пресс-службой ТЮЗ

Фото:

Спектакль идёт два с половиной часа, но после антракта на сцене практически ничего не меняется – во втором акте появляется парчовая кровать, но и снег, и дым, и сломанная карета, из которой по неочевидным причинам на сцену вываливается целая куча использованных пластиковых пакетов, остаются на своих местах. Первое действие кажется слишком затянутым из-за обилия картёжной лексики и бесконечных танцев. Причины, по которым авторы спектакля решают переписать оригинальный финал, тоже не совсем понятны, а красное пятно на рубашке Арбенина становится видно зрителям, сидящим сбоку, только во время поклонов. В целом действие напоминает салат, в который повар хотел положить всего и побольше, не особенно задумываясь о том, сочетаются ли ингредиенты друг с другом. В то же время спектакль оставляет послевкусие, о нём хочется размышлять, обсуждать – большая редкость по нынешним временам.