О чём спектакль

Сюжет "Маугли" наверняка известен всем: потерявшегося в джунглях Индии ребёнка воспитывает стая волков. Интерпретаций этой истории существует много, во всех из них внимание по-разному уделено второстепенным персонажам и конфликтам среди них. На этот раз посмотрим на историю Маугли с разных сторон: и как на историю взросления, и как на притчу о поиске силы, и как на бессловесную историю от лица зверей – вместо текста воспринимаем рассказ всеми органами чувств.

 

Большой театр кукол

Фото:

В чём фишка

Спектакль построен по принципу пластического театра: в нём нет слов, вся история передаётся только благодаря пластике актёров. Здесь практически нет танцев (только подражание пляскам зверей) и музыкальных композиций (только звучание вживую разных этнических инструментов). Такие бессловесные постановки для Большого театра кукол не новинка, а скорее визитная карточка: в 2008 году спектакль "Человеческий детёныш" по тем же мотивам "Маугли" Р. Киплинга стал важной вехой в истории театра. Тогда студенты "Мастерской" вместе с режиссёром Сергеем Бызгу впервые находили свой театральный язык, который теперь взят за основу многих спектаклей БТК.

 

Большой театр кукол

Фото:

Нынешний спектакль "Мы с тобой одной крови" одновременно и дань традиции, и переосмысление первого опыта – не зря Маугли играют три актёра, показывая его разные стадии взросления, а ближе к концу постановки темы преемственности и буддизма будут всё ярче. Отчасти и поэтому детям вторую часть спектакля смотреть тяжеловато (хоть возрастной ценз указан для детей старше 12 лет, в зале было довольно много младших школьников, и над ужимками зверей они поначалу смеялись, но после взросления главного героя задумались и притихли). Декорации тоже можно добавить в фишку спектакля – вначале вы думаете, что их нет вовсе, и сцена пустая, но зато потом они вас удивят (водопой с настоящей водой, например).

 

Большой театр кукол

Фото:

Впечатления обычного зрителя

Впечатления после просмотра неоднозначные. Авторы постановки делают упор на важность пластики в театре, особой образности и преемственности изобразительных методов "Мастерской", то есть налицо попытка сделать законченную и не совсем привычную вещь, которую потом стоит обдумать и обсудить. Одни буддийские мотивы чего стоят: Маугли здесь скорее не мальчик, которого воспитали волки, не потерянный человеческий детёныш, а в целом потерявшийся человек, который ищет не семью и любовь, а всё чаще обращается к Каа (к поискам смысла жизни то есть). Но такому серьёзному восприятию мешают шутки в спектакле, основанные на звукоподражании и ужимках актёров (часто это действительно напоминало скорее пародию, чем стилизацию под повадки зверей). Возможно, частично помешал восприятию смех зрителей, который раздавался как в ситкоме почти от каждого прыжка или звука, тем самым происходящее на сцене всё больше напоминало клоунаду, хоть и в высоком и профессиональном смысле этого слова.

Казалось, что в одном спектакле хотели охватить сразу многое: чтобы интересно было и детям, и взрослым; чтобы тема была и на поверхности, и одновременно очень глубокая; чтобы были и смех, и слёзы (ведь трагичные сцены тоже были). Но за час и сорок минут без антракта такой объём показать сложно, и на деле можно не угодить никому. У зрителя к концу остаются довольно смешанные чувства – в какой момент всё стало так серьёзно и появился огромный Будда и уже пора перестать смеяться над беготнёй на сцене со странными танцами-заигрываниями Багиры и Шер-Хана? Усложняет восприятие, с одной стороны, фишка спектакля – и бессловесность, за всё время вы только несколько раз услышите имя Маугли, и нарочитая невыразительность актёров (все одеты в чёрное, у всех практически одинаковый "звериный" грим). С другой, становится очень интересно сравнить "Мы с тобой одной крови" с предыдущей постановкой, с другими спектаклями в БТК в таком жанре, да и вообще как-то задумываешься, что надо с детства расширять границы восприятия – многим детям из зрительного зала в целом понравилось больше, чем взрослым.

Режиссер – Екатерина Ложкина-Белевич, художник – Марина Завьялова, композитор – Игорь Ушаков. Продолжительность: 1час 40 минут.