18+
Режиссёр: Борис Павлович
В ролях: Роман Еникеев, Юлия Курочкина, Семён Мруз, Михаил Хлюнев, Егор Строков, Юлия Чербаджи, Виктория Лавренова
Продолжительность спектакля: 2 часа без антракта
О чём спектакль
"Ловля форели в Америке" – это роман, написанный Ричардом Бротиганом в 1967 году. Он состоит из коротких фрагментов, связанных повторяющимися персонажами. Это абстрактная книга без чёткой центральной сюжетной линии. Однако в ней можно угадать историю о человеке, ищущем лучшее место для рыбалки. Его мечта – поймать радужную форель – постепенно ускользает от него, становясь всё дальше и дальше.
"Ловля форели на рассвете" – это фантазия на тему американского романа. Действие разворачивается в коммунальной квартире, где живёт то ли компания друзей, то ли несколько семей, то ли едва связанные отношениями соседи. Они рассказывают странные истории, играют в куклы и машинки, исполняют музыкальные номера или ловят рыбу чайными пакетиками в кружке. Их действия абсурдны, ничем не заканчиваются, но при их полной бессмысленности всё время кажется, что смысл всё же есть: глобальный, тайный – и мы его вот-вот угадаем.
В чём особенность спектакля
Зал театра – камерный, всего три ряда. Поэтому всё разворачивается перед тобой как на ладони, ощущается полная сопричастность к действию на сцене. Особенно хорошо в таком маленьком зале чувствуется "ламповая" атмосфера спектакля – словно оказался в питерской коммунальной квартире 1980–1990-х годов: телевизор с кинескопом, на который можно транслировать съёмки с плёночный видеокамеры; лампа с абажуром; ванна на кухне; трещащий радиоприёмник. При этом американский дух абсолютно не "русифицирован", а очень органично вписан в атмосферу.
Все детали продуманы до мелочей и что-то да значат. Так, актёры едят настоящую рыбу, вытаскивая изо рта кости, – и тут уже не догадаешься, реальные они или это столь правдоподобная игра. В одной из сцен мерцание рыбок имитируют с помощью блестящих фигурок на палочках в пучках света фонарика, создавая эффект как от диско-шара. Смысла в этом вроде как нет, но завораживает капитально. Музыкальное сопровождение спектакля также очень разнообразно: от живой игры на гитаре до звучащей фоном песни группы The Doors – People are strange. Одна из актрис, вся в чёрном, исполнила Paint It, Black группы The Rolling Stones без музыкального сопровождения.
Впечатления обычного зрителя
Спектакль на всём протяжении держит внимание зрителей. Однако ты никак не можешь ухватить сюжетную нить. Иногда кажется, что смысл и есть рыбалка, в другой момент думаешь, что главное в спектакле – это хрупкие отношения между мужчиной и женщиной. Есть смешные моменты с чёткой метафорой: например, когда один из героев признаётся, что в него "влюблена" лампа, так как она давно работает и до сих пор не перегорела. А есть абсолютно непонятные истории, над которыми нужно поразмыслить. Ближе к середине спектакля наивность героев вдруг сменяется чтением интимных новелл. Во время одной из таких откровенных сцен зрители явно немного смутились. Похвально, что в спектакле не обошли и эту сторону жизни людей, описывая её как обычную, среди прочих, естественную потребность. Однако мне показалось, что это заняло слишком много времени. Актёры молодые, играли с полной самоотдачей и натурализмом: надо есть рыбу за столом, накрытым белой скатертью, – значит, едят; петь – значит, берут микрофон и поют. В общем, посмотреть спектакль однозначно стоит, но не факт, что вы найдёте в нём смысл.