О чём спектакль
Молодой дворянин Дмитрий Нехлюдов ведёт беззаботную светскую жизнь. Однажды он оказывается в суде в качестве присяжного, где узнает в обвиняемой по делу об убийстве свою юношескую любовь Катю Маслову. Десять лет назад он соблазнил её и исчез. В результате этой связи Катя забеременела и родила ребёнка, который вскоре умер. После истории с Нехлюдовым Катя потеряла шанс достойно выйти замуж. Девушка вела беспорядочный образ жизни и в конце концов стала работницей публичного дома. Там она проработала последние 7 лет. Нехлюдова мучает совесть за загубленную жизнь Кати. Он понимает, что его "любовное приключение" тогда сломало жизнь девушки. Дмитрий решает искупить свою вину и помочь Кате и даже готов жениться на ней, чтобы облегчить её пребывание в ссылке в Сибири...
Режиссёр Никита Кобелев перенёс события романа из XIX века в XXI, тем самым заставляя современного зрителя задуматься, что не зря вопросы, которые задавал своему читателю Толстой, называют вечными. Равнодушие судейства, расчеловечивание людей, попавших в тюрьму, домашнее насилие, жестокость, злость, гнев и обида, которые съедают нас изнутри. Виктор Шуралёв в роли Нехлюдова проводит зрителя по всем кругам ада, возвращая своего героя из бездны циничного бездушия в сострадание и человечность.
В чём фишка
Художник Нана Абдрашитова придумала для спектакля необычные декорации. Всё действие разворачивается как будто в железнодорожном вагоне в разрезе. С одной стороны – купе, декорация разворачивается – и с другой оказывается тюрьма с нарами. Очень эффектны видеовключения крупных планов героев.
Неожиданным решением режиссёра стали вставки в спектакль отрывков из других произведений Толстого: "Крейцерова соната", "Арзамасский ужас" и "Отец Сергий". Из-за этого действие немного затягивается, но всё равно смотреть эти истории очень интересно.
Также весь спектакль Нехлюдова сопровождает призрак недавно умершей матери, которая пытается сначала его "вразумить" и отказаться от Кати, а в конце утешает сына. Разговоры героя с матерью очень напоминают мучительный диалог с самим собой, со своей совестью.
Впечатления
"Воскресение" – первая премьера Кобелева в Александринском театре в статусе главного режиссёра. И, кажется, у режиссёра получилось абсолютно всё. Вместе с героями зритель проходит долгий тяжёлый путь, погружаясь в тёмные закоулки своей души и задавая самому себе неудобные вопросы: "А не поступаю ли я порой так же подло, жестоко и бездушно? " Но такие пугающие погружения необходимы, без них не всплыть на поверхность и не глотнуть воздуха.
Блестяще исполнила роль Катюши Масловой актриса Анна Блинова. Её душераздирающий монолог в конце первого акта как будто не оставляет надежды на "счастливый конец", но благодаря любви и состраданию Катя воскреснет, как и Нехлюдов. Но уже по-другому. "Нет ничего выше в этом мире, чем отношение человека к человеку", – произносит в финале призрак матери Нехлюдова. И может, действительно, шанс на спасение есть у каждого.