О чём спектакль
Спектакль посвящён жизни Владимира Ивановича Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". В основу легла пьеса Олеси Лихачёвой, созданная на основе документальных источников. На работу над словарём – собирательство и систематизация слов и пословиц из разных губерний (около 200 тыс. слов и 30 тыс. поговорок) – Даль потратил более 50 лет жизни, попутно освоив ещё несколько языков и профессий. Единственный документальный спектакль о его противоречивой жизни.
В чём особенность
По замыслу режиссёра, все диалоги в спектакле основаны на воспоминаниях современников Владимира Даля, его письмах и художественных текстах. Биография русского датчанина больше похожа на роман XIX века, чем сами романы: наш герой был и врачом, и этнографом, и писателем, и морским офицером. Поэтому на сцене появляется фигура рассказчика (или критика-обвинителя), который плавно перемещает Владимира Даля по его бытию. Третий актёр исполняет роль контекста – от всего русского народа с его поговорками и диалектами до А. С. Пушкина.
Очень интересно показан словарь до своего финального книжного завершения – ворох слов на обрывках бумаги, которые буквально повсюду: в мешках, на полу, сыпятся снегом с потолка, и их становится постепенно всё больше и больше, а сам Даль буквально ловец слов. И всё это на двухэтажной сцене ещё и с хождением актёров в зал, так что и зритель точно будет погружён. Работа над словарём тоже показана очень красиво и по-театральному – видна рука художника-постановщика Марии Спроге.
Впечатления обычного зрителя
Постановка для знакомства с человеком, создавшим первый толковый словарь народной, разговорной речи, отлично подойдёт. Однако если вы уже хоть немного знакомы с биографией Даля, то после спектакля будете несколько теряться: а почему решили показать именно это, опустив другое? Как и терялись, к сожалению, некоторые диалоги из-за громкой музыки или звуков.
Рассказ о жизни В. И. Даля в целом не выходит за рамки общеизвестных фактов, хотя очень хотелось увидеть ту самую работу с документами и источниками, о которой написано в аннотации к спектаклю. Хотя некоторые факты и его известные цитаты были обыграны интересно, без назидательности школьных учебников.
Вообще очень хорошо, что Даль здесь не карикатурный персонаж и не тот мудрый старец с известного портрета – он живой человек с некоторыми слабостями, сильной волей, удивительной работоспособностью и памятью.
А расставленные акценты можно обсудить уже после спектакля – ведь разве не за этим люди ходят в театр?