Продолжительность спектакля: 1 час 40 минут
Режиссёр-постановщик: Александра Мамкаева
В ролях: музыкально-театральная группа "Сестра Петра" (Анна Гольдфельд, Анна Калабина, Елизавета Кузьмина, Арина Лыкова, Анна Петросян, Олеся Соколова, Ангелина Столярова, Тина Тарусина, Любовь Штарк).
О чём спектакль
В основу постановки легли дневники, письма и воспоминания Фёдора Шаляпина. Это история становления одного из самых ярких и самобытных деятелей русской культуры, авторское размышление о судьбе Шаляпина не только как артиста, но и как человека. Его биография является ярким примером формирования личности, которую сейчас бы назвали "селф-мейд". Это рассказ о человеке, который взял на себя не свою роль и в итоге сделал её частью себя. Спектакль также о сущности актёрской профессии, которая выходит далеко за рамки сцены и проникает в повседневную жизнь. Хотя, как утверждают создатели постановки, это нельзя назвать биографическим спектаклем. Это фантазия том, как Шаляпин готовился к ролям, как работал над ними, как попал в хор, верил в свою идею, какая у него была цель и как он к ней шёл часто наперекор обстоятельствам.
В чём особенность постановки
В спектакле мы не увидим самого Фёдора Шаляпина, его изображает группа прекрасно поющих драматических актрис. Они играют его то по очереди, то по 2–4 человека, то все вместе. И это не общение девушек с неким образом великого артиста, по задумке они действительно исполняют его роль. При этом никто не пытается петь басом или добавить себе мужественности – актрисы даже выступают в платьях. Декораций тоже практически нет, в центре сцены расположен трон, вокруг которого и происходит всё действие. Автором всех костюмов стал известный петербургский модельер Стас Лопаткин.
Музыкальный материал используется абсолютно разный. Это и народный хоровой стиль, и а капелла, и романсовая стилистика, где-то слышен блюз и рок-н-ролл, и даже французский шансон. Прозвучат и отрывки из шаляпинских записей, но скорее не в чистом виде, а как бы между строк, полутонами и намёками.
Впечатления обычного зрителя
В самом начале спектакля вопросов больше, чем ответов. Не совсем понятно, почему на сцене поют и танцуют девушки и когда наконец появится главный герой. Минут через 10 уже становится ясно: мужчин не предвидится. И в этот момент ты уже перестаёшь задумываться, каким будет главный герой. Похож – не похож? Кто его будет озвучивать? Кстати, читают текст Фёдора Шаляпина актрисы монотонными голосами, от этого вся история кажется исключительно печальной и даже пугающей. Зато поют они шикарно – не пытаясь никому подражать. Да этого и не нужно, понятно, что исполнительницы действительно очень талантливы. А вот пластики и движений в постановке не так много. Из-за того, что декорации тоже практически отсутствуют, несколько раз посещает мысль, что эту историю смотреть не обязательно, она вполне могла стать аудиоспектаклем. В голове у Шаляпина (на самом деле, конечно, на сцене) регулярно повторяется фраза: "станешь дворником". Мы по наивности думаем, что так маленького Федю запугивал отец. Но нет, он искренне советовал сыну эту профессию, обеспечивающую хлебом и возможностью не спиться. Таким образом нам подчеркивают, что Шаляпин вопреки всему стал личностью великого масштаба. Спектакль точно понравится поклонникам этого артиста.