О чём спектакль: Молодая вдова Диана де Бельфлор, получив в наследство преуспевающую парфюмерную компанию, делает всё возможное, чтобы удержать бизнес, не обделённый вниманием конкурентов. Ей это вполне удаётся, пока в дело не вмешиваются романтические чувства, которые ставят хозяйку компании перед выбором – любовь или достаток.

Режиссёр: Екатерина Королёва
Актёры: Дарья Румянцева, Дмитрий Белякин, Анна Мигицко, Владимир Кочуров, Вячеслав Коробицин, Татьяна Полонская, Зоя Буряк, Артём Кисаков
Продолжительность: 2 часа 20 минут с одним антрактом

Собака на сене.

Собака на сене.

Приют комедианта, Предоставлено организаторами

Фото:

Мягкие офисные кресла, скандинавский дизайн, яркий свет модных софитов, словно из студии тиктокеров, строгие костюмы по фигуре, распечатки A4 и QR-коды: всё это заменяет пышные платья, изящные шляпы и графские поместья. Разве что стог сена здесь будет, и то он, вращаясь, превратится, кажется, в аллюзию на планету Земля, а ещё проще – нашу жизнь. 

Не осовременить знаменитую пьесу Лопе де Веги означает снова попасть в ловушку усов Михаила Боярского и лукавой улыбки Маргариты Тереховой из советской экранизации. Таковы они, культурные коды! И хотя отсылки к фильму 1978 года в таком спектакле просто обязательны (умные люди в зале вспомнят слово "оммаж"), по ходу действия сравнения мучить зрителя не будут. Постановки так далеки друг от друга, как мы и 1618 год, когда "Собака на сене" получила свою первую публикацию в Мадриде и Барселоне. 

Собака на сене.

Собака на сене.

Приют комедианта, Предоставлено организаторами

Фото:

От Лопе де Веги к мемам

Допремьерный прогон в "Приюте комедианта" – случай непоказательный на все сто, ведь актёры раз за разом воспроизводят мантру: нужны десятки повторений, чтобы на сцене всё улеглось и пришло в более-менее стабильную форму. Но в любом случае новая версия "Собаки на сене" выходит яркой летней комедией с навязчивым (особенно до антракта) привкусом капустника. Позитивные истории в отличие от "драм навзрыд" ставить сложно: непонятно, что современной аудитории смешно, а что нет, поэтому выбор формы с попыткой покуражиться и где-то даже подурачиться выглядит естественным. Дополнительный контраст вносит классический перевод Лозинского: высокопарные строки борются с офисными буднями и образом сильной независимой женщины, как из мемов, а в текст изредка режиссёр пропускает современную отсебятину. Это везде к месту – хочется ещё! Тем более когда персонажи появляются на сцене с современными девайсами и прорывают грань между нынешним миром и реальностью де Веги. 

Собака на сене.

Собака на сене.

Приют комедианта, Предоставлено организаторами

Фото:

От мемов к драме

По структуре спектакль получается авантюрным и даже стихийным, что не есть плохо: много перемещений, песни под гитару, интерактив с залом в виде ироничной игры со зрителем, много шуток в первой части, которые искренне смешили даже актёров, но чем ближе к концу, тем в большей степени чувствуется перетекание в этом сосуде трагикомедии к драме. И это, пожалуй, символично. Довольно сложно проецировать на себя предрассудки XVII века, когда слуге нужна поддельная родословная, чтобы графине было не стыдно начать с ним отношения, а вот сначала вдоволь посмеяться над нелепостью ситуации и каноническим персонажами, а затем задуматься об общественных устоях – самое то. 

Актёры все на своих местах, хоть и места эти пышут иронией, сарказмом, иногда откровенным цирком и каламбуром, и филигранно работают с непростым текстом в стихах, встраивая его в сложные перемещения по сцене: от взаимодействий до почти что акробатики. Но Артём Кисаков, играющий Маркиза, особенно прекрасен в своём абсурдном и карикатурном воплощении: с наигранным акцентом и загаром он действительно похож на цыгана.

Собака на сене.

Собака на сене.

Приют комедианта, Предоставлено организаторами

Фото:

И все засмеялись

В конечном итоге эмоции – главный показатель того, насколько удалась постановка. На предпремьерном показе смех практически не стихал, а после полный зал устроил актёрам настоящие овации. При всей несуразности отдельных сцен и образов, а также контрасте постановки с классикой редко когда спектакль задаёт настроение, а не просто вносит свои коррективы. Такая летняя "Собака на сене" нам нужна!