Новый сезон театр открыл под новым названием.
– Мы должны пояснить нашим зрителям, с чем связана перемена названия, – рассказывает Виктор Минков. – Те, кто ходят к нам давным-давно и знают нашу историю, прекрасно помнят, что театр был основан в 1987 году в маленьком подвальчике на улице Гоголя (ныне это Малая Морская) замечательным артистом БДТ Юрием Томошевским. "Приют комедианта" основывался как театр одного артиста. Он, безусловно, прославился потрясающими моноспектаклями, которые в том числе читал сам Томошевский. Я их прекрасно помню. Это "Старуха" Хармса, "Всю жизнь как свинья" Аверченко и многое другое. Там ставились спектакли по Серебряному веку, и это было здорово. Конечно, основная идея "Приюта комедианта" была в том, чтобы давать кров артистам, которые в силу разных причин здесь могут сделать что-то такое, что они нигде не сделают.
Моноспектакли ушли со сцены
В середине 1990-х театр переехал на улицу Садовую.
– Здесь стали появляться постановки на двух, трёх, четырёх артистов, – продолжает Виктор Михайлович. – Моноспектакли практически ушли со сцены. А последние лет десять театр перестал быть приютом именно в понимании приюта. Когда зрители задают вопросы (Зачем вы меняете название? Вы хотите зачеркнуть историю театра?), для меня это звучит странно. Театр существует 37 лет, из них 29 лет я им руковожу. Зачем мне зачёркивать собственное наследие? Просто "Приют комедианта" – это что-то маленькое. Мы стали первым в России государственным репертуарным театром без постоянной труппы. У нас в репертуаре 29 названий, спектакли ставят лучшие режиссёры, на сцену выходят актёры из ведущих театров страны. У меня долгое время была замечательная секретарь Надежда. Каждый раз, когда она куда-нибудь звонила, говорила: "Здравствуйте, это Надя из приюта". Я просто падал со стула – так смешно это звучало. Кроме того, меня и мою команду стало смущать слово "комедиант". У нас идут и драма, и балет, и мюзиклы. Это абсолютно мультижанровый театр.
Садовая улица – бренд Петербурга
На протяжении двух лет театр мониторил, что набирали люди в Интернете, когда искали "Приют комедианта", но не помнили названия.
– Оказалось, что 87% тех, кто нас искал, набирали "театр на Садовой", – говорит Виктор Минков. – Мы же единственный театр на этой улице, которая тянется от Инженерного замка до Коломны. Это дань уважения городу, потому что Садовая улица – это бренд Петербурга. Это тоже стало аргументом, чтобы сменить название. Мы обосновали руководству города нашу потребность. Нас поддержали Комитет по культуре, правительство Санкт-Петербурга.
Вечные ценности
По словам Виктора Минкова, смена названия не означает, что театр забывает свою историю.
– Зрители, которые к нам приходят, видят постоянную экспозицию развития театра – от подвальчика на Малой Морской до наших дней, – комментирует Виктор Михайлович. – В планах этого сезона – спектакль "Ёлка у Ивановых" по Александру Введенскому. В своё время пьесу ставил Юрий Томошевский. Именно ему мы и посвятим эту работу.
Кроме "Ёлки у Ивановых", которую будет ставить молодой режиссёр Роман Муромцев, в планах театра – "Женитьба" Гоголя режиссёра Андрея Прикотенко. Специально для театра писатель Александр Цыпкин написал два рассказа, по ним режиссёр Никита Белых поставит спектакль.
– Мы стараемся не выпускать больше трёх премьер в сезон, – говорит директор и худрук театра. – У нас в репертуаре и так 29 наименований. Конечно, какие-то спектакли мы снимаем. Но у нас есть те, которые идут по 20 лет и собирают переаншлаги. Это и "Двое на качелях" маэстро Фильштинского, и "Трамвай "Желание" маэстро Бычкова. Это вневременные вещи. Люди приходят, плачут и смеются. Мне жалко снимать эти спектакли.
В зрительном зале театра всего 185 мест.
– Конечно, мы выросли из этого формата и могли бы спокойно показывать свои спектакли на двух сценах, но пока у нас одна, – говорит Виктор Минков. – Наша политика остаётся той же – мультижанровость и привлечение любой публики, которая любит наш театр или хочет с нами познакомиться. Мы стали первыми, кто выпустил а капелльный мюзикл "Айсвилль", его поставил Алексей Франдетти. Практически в каждом спектакле у нас есть медийное лицо. Например, в спектакле "Воскресение" по Льву Толстому играет фантастическая Роза Хайруллина. Все эти изменения и перемены, наши маленькие и большие победы мы отразили в новом названии.