О чём спектакль: В основу новой постановки театра “Легенда” легли сразу две знаменитые пьесы: Славомира Мрожека “В открытом море” и Эжена Ионеско “Носорог”. Увлекательные сюжетные линии полностью подчиняют себе внимание зрителей. Ну разве не интересно узнать, каким образом оставшиеся после кораблекрушения на плоту джентльмены смогут выжить в момент острого приступа голода? Или какова будет судьба влюблённых молодых людей в тот момент, когда все жители городка превращаются в носорогов?
Режиссёр: Саша Сергеев
Актёры: Виталий Жарков-Галицев, Денис Большев, Вадим Бочанов, Василий Башмаков, Наталья Сергеева, Мария Филиппова, Антон Емельянов-Молчанов
Продолжительность: 2 часа 45 минут с антрактом
Что способно объединить изнывающих от голода мужчин разного возраста, потерпевших кораблекрушение две недели назад и застрявших на плоту, и зажиточных, одетых с иголочки буржуа из милого провинциального европейского города середины XX века? Троицу, за которую говорят исключительно пустые желудки, вторящие чайкам (фактически единственным спутникам в течение многих дней), и обывателей, погрязших в пустоватых, ничего не значащих разговорах о природе и погоде? Вроде мало общего. Но обе пьесы, “В открытом море” Славомира Мрожека и “Носорог” Эжена Ионеско, – прекрасные аллегории, поэтому цвет, фактура и плотность скорлупы не важны в сравнении с её содержимым.
Саша Сергеев, не меняя смысла первоисточников, превращает два строго абсурдистских произведения в яркое, красочное и экспрессивное иносказание нашей жизни. И, как в любом иносказании, зритель увидит в нём что-то своё. А может быть, и не увидит. Всё зависит исключительно от взглядов, бэкграунда и общественной зоркости. Поэтому в очереди в гардероб после спектакля были и восторженные ремарки (присоединяюсь к ним сполна), и недоумённые комментарии мужчины, пришедшего с дамой, который иронично смеялся над увиденным и высказывался в стиле “я ничего не понял, объяснишь мне”. Носороги есть не только на сцене. Они и в театр ходят...
Обе притчи завуалированно доносят до нас сложность отстаивания собственного мнения, возможности оставаться самим собой, когда вокруг все маршируют нога в ногу и по указке с любой стороны пытаются видеть то, чего нет. Особый нюанс придают и отсылки к оруэлловскому “Скотному двору”. Посыл пьес актуален для любого сообщества – неважно, государство это, современный офис с бесплатными печенюшками и кофе или семья.
В случае “Троих на плоту” опытный делец, заручившись поддержкой молодого прохвоста, пытается не просто заставить третьего не лишнего согласиться быть съеденным, чтобы спасти остальных, но и обставить это словно общественное благо, самопожертвование. Для этого используются все механизмы убеждения, а утлое судёнышко превращается в политическую трибуну, где двое пытаются вести пропаганду и играют в демагогию.
С “Носорогами” всё ещё “толще”: люди не просто начинают видеть африканских животных на мощёных улицах между лавочками с овощами и уютными кафе, но со временем под влиянием первых новообращённых убеждают себя в том, что быть носорогом здорово: они мощные, красивые, с толстой шкурой и шикарным рогом.
Только итог у притч разный: у Мрожека заговорщики добиваются цели в тот момент, когда самопожертвование уже не нужно и излишне, а в мешке находится еда. Ионеско же оставляет для себя героя, который в этом “общественном зоопарке” после того, как носорогом становится и его любимая, старается не сдаться на милость течения и насмерть стоять на своём (в буквальном смысле) с оружием в руках.
При этом, в отличие от других постановок (сюжет Ионеско очень популярен у театральных режиссёров), у Саши Сергеева получается не камерная абсурдная драматургия на фоне чёрной простыни, а вполне себе кинематографичный спектакль с яркими декорациями, костюмами с иголочки и отменными спецэффектами. Более того, если вы не готовы или просто не в настроении строить параллели, можете посмотреть “Троих на плоту” как яркую, живую постановку с шикарной игрой актёров (даже выделить кого-то трудно – все амплуа идеально заполнены) и безусловно потрясающим взаимодействием на сцене, словно все исполнители кружатся в какой-то филигранной хореографии.
Но независимо от того, как вы будете воспринимать происходящее на сцене в моменте, смыслы вас обязательно догонят. Возможно, сразу на улице или чуть позже – с утра пораньше, под чай и бутерброды. Даже носорогов в гардеробе.