О чём спектакль: “Удар судьбы” – спектакль артиста и режиссёра Арсения Мыцыка, созданный по пьесе известного драматурга Алексея Житковского “Железный всадник”. События разворачиваются в один вечер на занятии по восточным единоборствам в квартире, расположенной в спальном районе. Перед нами – учитель и ученик. Они видят друг друга впервые.  

Режиссёр: Арсений Мыцык
Актёры: Роман Зайдуллин, Булат Шамсутдинов
Продолжительность: 1 час 10 минут

Удар судьбы.

Удар судьбы.

Владимир Постнов. Театр на Васильевском, Предоставлено организаторами

Фото:

Иногда история, стартующая с простой и даже банальной ситуации, не спеша набирает обороты, аккумулирует трагикомические сцены с искренним смехом в зрительном зале – и в какой-то момент внезапно начинает жить собственной жизнью. А вместе с этим – полностью отдаёт зрителю происходящее на откуп. С “Ударом судьбы”, который идёт в Театре на Васильевском, ровно то и стряслось. 

Первая тренировка по карате (тренер настойчиво чеканит “карАте”) для взрослого, оказавшегося вечером в неприглядном спальном районе одного из типичных российских городов, сначала превращается в испытание хмурым и неприветливым сенсеем, который, кажется, пародирует гонконгские боевики о единоборствах 70–80-х, затем – в разговоры за жизнь, где находится место житейским проблемам по обе стороны, а в неожиданном (но тем не менее очень предсказуемом) финале – в размышление о смысле жизни, поиске себя и даже цепи перерождений вполне в восточном, буддийском стиле. 

Удар судьбы.

Удар судьбы.

Владимир Постнов. Театр на Васильевском, Предоставлено организаторами

Фото:

При этом между разными главами этого лаконичного, на час десять, повествования не будет никаких переходов. Игровые ситуации, обычный, не драматургический, а вполне будничный современный язык, обстановка старой советской квартиры с обязательным ковром и леопардовым пледом, а также взаимодействие всего двух актёров на сцене закручиваются, словно в водовороте, танце, который мчит к развязке – быстрой, хлёсткой, но при этом медитативной. От классического театра здесь остаётся единство места, времени и пространства, а всё остальное возникает из нюансов, мелких зарисовок, деталей. Будут на сцене и магнитофон с кассетами, и диалоги за сценой по телефону, и масса нелепых и живых ситуаций. 

“Удар судьбы” наследует типичным буддийским притчам, вырастая из вроде бы камерной истории. То есть изначально это череда иносказаний, эвфемизмов, аллегорий, у которых нет чётких смыслов и значений. Каждый может увидеть в спектакле нечто своё – в зависимости от бэкграунда и взглядов на жизнь, а может и не увидеть ничего, восприняв произошедшее как фарс, где драматург и режиссёр просто играют со зрителем, вкладывая в действие то, чего в нём нет. В том числе на такой результат мотивирует опрометчиво “скоропостижный” финал, к которому ведёт цепь нелепостей, шуток и умильных диалогов, не настраивающих на философский лад. По итогу заблудшие души в Театре на Васильевском находят друг друга. Самое время поискать и нам. 

Удар судьбы.

Удар судьбы.

Владимир Постнов. Театр на Васильевском, Предоставлено организаторами

Фото: