Режиссер: Сергей Паньков
Автор пьесы: Владимир Хаунин
Художник-постановщик: Татьяна Артамонова
Научный консультант: Наталья Зайцева
Композитор: Антон Горчаков
В ролях: выпускники РГИСИ 2024 года, курс Сергея Дмитриевича Черкасского

Слово "мистерии" произошло от греческого "таинство, тайное священнодействие". Означало оно совокупность тайных мероприятий, посвящённых божествам. Также мистериями называли жанр средневекового театра. Что-то похожее я и ожидала увидеть, когда переступала порог в недавно отреставрированном корпусе дворца Юсуповых*.

*"Мистерии. Театральная игра в Доме Юсуповых" проходит в старинном флигеле и Домашнем театре Юсуповых. Юсуповский флигель трансформируется в бальный зал или палубу корабля "Мальборо", уютный будуар или княжескую столовую.

На балу следует держать себя скромно

На входе человек, одетый во что-то похожее на фрак, раздавал приглашения. Они же одновременно являлись программкой спектакля, правилами поведения, родословным древом Юсуповых, а также карне (бальной книжкой для записи номера танца и имени кавалера). Затем гостей провели в условный бальный зал, и начались танцы. Участвовать в них могли все желающие.

Приглашения одновременно являлись программкой, правилами поведения, родословным древом Юсуповых, а также карне.

Приглашения одновременно являлись программкой, правилами поведения, родословным древом Юсуповых, а также карне.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

"В обязанности кавалеров входит, чтобы дамам было комфортно. Когда музыка закончится, поклонитесь, поблагодарите барышню за танец и спросите, куда её отвести. Уточните, не принести ли ей воды, фруктов, конфет", – примерно так вещал один из актёров, параллельно кружа в танце какую-то девушку.

"Такая жизнь мне нравится", – обрадовалась я и побежала разучивать мазурку. Мастер-класс проводили тут же. Правда, оказалось, что дамы тоже должны соблюдать правила, хотя не слишком сложные. Нужно было лишь вести себя скромно, не прыгать, не шуметь и не говорить грубые слова. Ах, да, и не оставлять кавалеру платок или веер, а то он сочтёт это за намёк. 

 

Предоставлено организаторами

Фото:

Выбери свой маршрут

После бала мы разделились на 4 группы, каждой из которых предстояло узнать одну из четырёх историй аристократического рода. Я выбрала Феликса – последнего из князей Юсуповых, известного также тем, что он участвовал в убийстве Распутина. Затем мы отправились бродить по дому, экскурсоводом нам служил наш герой. Иногда разные группы пересекались, и их персонажи разыгрывали сценки. Мы чаще всего "общались" с Ириной Александровной Романовой, ведь именно она была супругой Феликса.

"Наши маршруты – это четыре истории любви. С некоторыми оговорками, но у одной из историй счастливый конец. К чему души героев, скитающиеся по дому, придут к финалу – ответить сложно. Мне кажется, что приходят они к принятию, ведь мистификация – это попытка бороться с роком, переписать свою судьбу", – рассказывает режиссёр Сергей Паньков.

 

Предоставлено организаторами

Фото:

Любовь и смерть золотой молодёжи

Больше всего меня потрясла история старшего брата Феликса – Николая Юсупова. Чтобы показать её, все группы вновь собрали в большом зале, где проходил бал. Известно, что Николай был застрелен на дуэли офицером, с женой которого завёл роман. Я всегда смотрела на это как на сухой факт из учебника истории, здесь же развернулась настоящая драма. Ещё бы, три почтенные семьи вовлечены в скандал из-за любви Николая к замужней даме.

Именно здесь стал наиболее понятен персонаж Феликса. Он был представителем золотой молодёжи, учился в Оксфорде, любил кутить и веселиться. При этом он был аристократом в лучшем понимании этого слова – добрым, вдумчивым, старающимся быть достойным представителем своего рода. По сути, смерть брата стала первой трагедией в его жизни, сделав его единственным наследником богатейшего фамильного состояния.

"Юсуповы всегда хотели быть первыми в обществе. На протяжении более чем двух веков они такими и были – первыми после Романовых. Их девиз – "Всегда и вопреки всему" – определял то, как они покоряли мир. Жизнь они воспринимали как приключение. Как приключение мы построили и спектакль. Документальные свидетельства, письма, дневники и воспоминания мы переплетаем с метафорами, цитатами и ассоциациями из мировой классической литературы", – считает драматург, автор пьесы Владимир Хаунин.
Домашний театр Юсуповых.

Домашний театр Юсуповых.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Зрители оказались на сцене

В один из моментов нашего спектакля-променада мы попали в домашний театр Юсуповых, но даже не поняли, как это случилось. Сначала нас посадили на приставных стульях в импровизированном зале, где шло представление. Затем занавес подняли, и оказалось, что мы уже находимся на сцене настоящего театра. Перед нами открылся роскошный зрительный зал с потрясающей ложей и шикарным убранством.

"Задача точной реконструкции интерьеров передо мной не стояла. Но была сложная задача соединить домашний театр и 4 этажа отреставрированного флигеля, чтобы создать в них иллюзию дома. Нам удалось сконструировать игровой слой – ускользающий, но живущий по законам театра, в котором зритель будет не только свидетелем, но и участником", – объясняет художник-постановщик Татьяна Артамонова.

 

Предоставлено организаторами

Фото:

Актёры с аристократическим стержнем

Актёры, играющие братьев Николая (Качанов Егор) и Феликса (Писаревский Арсений) Юсуповых, были удивительно похожи на своих прототипов. Сравнить было с чем, по всему дому были развешены или расставлены их оригинальные портреты и фотографии.

"Люди и нравы 100-летней, 200-летней давности от наших очень далеки. Тогда порицался даже неверный поворот головы или повышенный тон разговора. Поэтому мы искали актёров с внутренним стержнем. Нам очень помогли  сотрудники Юсуповского дворца на Мойке консультациями, экскурсиями и так далее. Ребята научились за короткий срок держать спину прямо, правильно делать поклон, двигаться в своих костюмах и так далее", – говорит режиссёр Сергей Паньков.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

История страны через историю семьи

Во время спектакля мы узнали о проклятии семьи Юсуповых, согласно которому почти три века мужчины знаменитого рода умирали в возрасте до 25 лет. До 26 лет доживал только один наследник из каждого поколения. Узнали мы и об убийстве Распутина. Но главное – мы узнали об истории целой страны в срезе одной семьи.

"Мы пытались воссоздать дух времени и то неуловимое, что отличает прошлое от настоящего. Мир русского дворянства ушёл, но не потерян безвозвратно", – считает научный консультант Юсуповского дворца на Мойке Наталья Зайцева.

 

Предоставлено организаторами

Фото: