О чём спектакль: Это история одной самой обыкновенной семьи, оказавшейся на краю катастрофы. Персонажи её – современные люди, интеллигенция, прекрасные, красивые люди, которые слушают Баха и держат на стенах картины Леонардо, рассуждают о религии, но в действительности ни во что не верят. Зато страдают, страдают, страдают и говорят, говорят, говорят. Их маленький домашний ад нормализирован, всё не так однозначно в любом вопросе, но раз доказано, что Бога нет, то и бояться нечего. Но в один прекрасный день оказывается, что это не так.
Режиссёр: Галина Зальцман
Актёры: Артём Цыпин, Давид Бродский, Роман Зайдуллин, Екатерина Зорина и другие
Продолжительность: 1 час 50 минут без антракта
Можно ли назвать картину "Жертвоприношение" Андрея Тарковского (1986 год, Гран-при Каннского кинофестиваля) своеобразной паранойей на тему ядерной войны? В том смысле, что в тот момент, несмотря на все противоречия и отдельные эксцессы в международных отношениях, вероятность всеобщего планетарного уничтожения казалась уже не столь высокой, как раньше. Более того, спустя 38 лет удельная доля таких апокалиптических ожиданий по логике должна и вовсе стремиться к нулю, но всё как раз наоборот. Пожалуй, неожиданная актуальность сценария братьев Стругацких – главный итог просмотра новой постановки. Сейчас, как и в середине 80-х, конфликты разгораются по всему миру, а мы всё также наивно надеемся, что до красной кнопки дело не дойдёт. Но красные линии переходим ежедневно, снова и снова.
При этом в пику классике Тарковского постановка в Театре на Васильевском нарочито яркая, не такая тревожная, менее камерная. И если не знать основных посылов и уж точно не смотреть сам фильм, то до определённого момента будет казаться, что история эта о рефлексирующем человеке зрелого возраста, который живёт свою счастливую, банальную жизнь на лоне природы с семьёй и пытается осмыслить (даже без пере-) собственное существование в небольших и отвлечённых взаимодействиях с окружающими. Отчасти так и есть. В этом плане развязка наступает более неожиданно, чем в оригинальном "Жертвоприношении", где сам фон, драматургия и цветовая палитра кадра готовят к неоднозначному финалу. И даже в каком-то смысле в театре эта самая развязка происходит уже после того, как актёры выходят на бис. Словно эхом долетают все смыслы, скопом, оглушающе.
Сны о ядерной войне
Завершающая треть постановки кажется странным сном с принесёнными жертвами, которые то ли были, то ли не были. Всё очень не конкретно, символично, образно, как и предполагалось. Её можно смотреть и обращая внимание на отдельные детали и многочисленные отсылки (к примеру, к библейским сюжетам), так и без погружения в нюансы, просто наблюдая за пьесой и наслаждаясь игрой актёров, где довольно реалистичные, жизненные мужские персонажи явно противопоставляются гипертрофированным женским. Те привносят в действие определённый градус абсурда и даже карнавала. Особенно супруга главного героя в её неожиданном сумасшествии.
В целом смыслы оригинала в новой постановке не изменились. Это всё такое же экзистенциальное рассуждение о том, что человек готов поставить на кон в кризисной ситуации и как посредством этой необходимой (ли?) жертвы найти нового себя, обновиться и стать другим. "Жертвоприношение – то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву", – говорил Андрей Тарковский. И у Галины Зальцман получается транслировать всё это на широкую аудиторию, которая приходит в театр с разной степенью начитанности и насмотренности.