Аиша Каддафи приехала в Москву: в принципе, одно это сообщение – уже весомый инфоповод, способный собрать толпу журналистов. Мало того, дочь убитого в 2011 году ливийского лидера не просто приехала в столицу, но и привезла свои картины.
– Я занимаюсь этим искусством всего четыре года, рисовать я начала совершенно случайно, – рассказала Аиша Каддафи журналистам. – Эти картины написаны не рукой, а моим сердцем. Они отражают мои чувства и мою память.
Дочь ливийского лидера принципиально не даёт названий своим работам. "Мои картины не имеют названия и описания, поэтому вы можете трактовать увиденные образы так, как подскажет вам ваш внутренний голос. Возможно, следуя за взмахом моей кисти, вы откроете для себя то, что заставит ваше сердце учащённо биться", – говорит о своём творчестве художница.
Название есть только у одной работы – "Автопортрет". Впрочем, и без него любой узнает в изображении автора. В одной руке Аиша держит птицу, которая клюёт её руку, из раны струится кровь.
Кровь – нередкий мотив в работах Каддафи, и было бы странно, если бы её не было в творчестве художника, жизнь которого стала настоящей кровавой драмой. Когда-то Аишу Каддафи называли возможным преемником её отца, лидера Ливийской джамахирии Муаммара Каддафи. Она получила хорошее юридическое и дипломатическое образование, знала военное дело, до гражданской войны в Ливии занималась дипломатической работой и была послом доброй воли ООН. Всё перевернули война и бомбардировки НАТО, которые унесли жизни её отца, мужа, братьев и двоих детей. Аиша спаслась фактически чудом.
Интерес к работам Аиши Каддафи гарантирован, поскольку её случай относится к ряду тех, где автор работ обладает широкой известностью до их создания. В истории искусства существуют примеры политиков-живописцев и рисовальщиков – от Черчилля до Буша-младшего. Однако случай Аиши Каддафи из этого ряда явно выбивается. Все эти политики живописью разве что баловались, изображая вполне шаблонные для того или иного жанра композиции. Аиша Каддафи пишет, как это называл французский поэт Артюр Рембо, "кровью сердца и соком нервов".
С одной стороны, её работы – явно результат терапевтического проговаривания боли, которая стала содержанием её жизни. С другой – в них есть умение преобразовывать факты биографии в художественные символы, универсальность которых – признак мастерства. Глубина взгляда в человеческую печаль дополняется у художницы техническим многообразием, от использования акрила и масла до приёмов коллажа.
– Выставка для меня несравнима ни с чем, потому что я навсегда запомнила трагедию ливийского народа 2011 года, – говорит советник генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса. – Вчера я познакомилась с Аишей и сказала, что преклоняюсь перед её силой и талантом. Музей Востока гордится тем, что эта выставка проходит в наших стенах.
Сила Аиши Каддафи заключается и в том, что она не отказывается рискнуть художественной ценностью работ, сделав их частью политического обвинения. Аиша приехала в Москву накануне очередной годовщины гибели родных – 20 октября.
– Я впервые показываю работы, созданные на годовщину гибели моих отца и брата, потому что хочу задокументировать это преступление в своём творчестве. Это преступление не совершал ливийский народ, – обратилась Аиша Каддафи к собравшимся в Музее Востока журналистам и поманила к совсем новой картине, смысл которой не нужно трактовать тем, кто знаком с итогами гражданской войны в Ливии.
– Эту картину я показываю впервые. Здесь изображены тела моего отца и брата, выставленные на обозрение после их убийства, а также спонсируемые преступники, – говорит Аиша Каддафи и показывает на руку, сжавшую доллар над головами обезличенной толпы.