4 ноября в "Манеже" стартует выставка "Сокровища музеев России". 50 региональных музеев – от Владивостока до Калининграда – передадут в Москву почти 300 картин, как художников с мировым именем, так и местных авторов. Metro пообщалось с директорами нескольких музеев и узнало, что уникального "скрывалось" за МКАДом.
1. Иван Айвазовский "Смольный монастырь", 1849 г.
"Работа "Смольный монастырь" попала в нашу коллекцию в 1935 году. Эта картина – достаточно редкий случай в творчестве Ивана Айвазовского, когда он – художник-маринист – обращается к изображению видов северной столицы, – рассказала директор Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского Татьяна Гайдук. – Айвазовский учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и изобразил на картине место, которое ему особенно нравилось".
2. Григорий Гуркин "Кочевье в горах", 1910-е.
"Гуркин был один из первых профессиональных художников у нас на Алтае, и всё его творчество было связано с нашей Республикой, – сообщила замдиректор Художественного музея Алтайского края Наталья Царева. – Он был алтайцем-самоучкой, приехал в Академию художеств в Петербург, где его, естественно, не могли принять на учёбу. Ему сказали: "Пусть ваши работы посмотрит Иван Шишкин. Что он скажет". А Шишкин сказал: "Зачем вам академия? Вот мой мольберт, моя мастерская – давайте работать вместе". Так в 1937 году он стал его наставником. Шишкин многому научил художника. Сам же Гуркин называл учителя своим русским отцом. Племянница Шишкина Александра Комарова оставила воспоминания, где описала последние часы жизни Шишкина и то, что Иван Шишкин умер буквально на руках у Ивана Гуркина. В это время готовилась большая художественная выставка, Шишкин отправил на неё свою работу "Корабельная роща" и ждал, прошла ли его работа на выставку. Он чувствовал себя не очень хорошо в те дни, но не мог сидеть без дела и по обыкновению рисовал. Был натянут белый холст, и он делал прорисовки будущей композиции. Гуркин сидел в другом конце мастерской и что-то там тоже рисовал. Он услышал, как Иван захрипел и повалился на бок. Гуркин бросился к нему, подхватил, на руках его донёс до лежанки, где художник впоследствии скончался. После смерти учителя Гуркин закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и вернулся на Алтай".
3. Алексей Саврасов "Могила на Волге. Окрестности Ярославля", 1874.
Работа знаменитого художника Саврасова также хранится в Художественном музее. Она принадлежит к той серии картин, которую Саврасов написал в Ярославле (“Грачи прилетели”, “Просёлок” и "Могила на Волге"). "Ярославский период был лучшим периодом творчества Саврасова, однако и трагическим периодом для самого художника, потому что в Ярославле у него умирает новорождённая дочь, – поясняет Наталья Царева. – Девочку похоронили на кладбище рядом с Волгой, и Саврасов нарисовал такой рисунок: маленькую могилу и крест. Через несколько лет он вновь вернулся к этому месту и написал уже картину. Но он не пишет могилу дочери, а поступает наоборот: пишет старый покосившийся крест, тучу, как горе, облака, плывущие над могилой и белый парус на Волге, как символ надежды. Однажды эту картину увидел художник Исаак Левитан, который не смог сдержать слёз и расплакался. Под впечатлением в 1984 году он написал свою знаменитую картину "Над вечным покоем".
4. Алексей Боголюбов "Иллюминация Кремля", 1883.
Эта картина ранее не выставлялась в Москве. "Она отражает события коронации Александра III, которая состоялась в 1883 году, – сказала директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева. – В Третьяковке находится работа Василия Сурикова, которая посвящена точно такому же сюжету, но, в отличие от Сурикова, Боголюбов очень детально и точно фиксирует особенности иллюминации стен Кремля".
5. Михаил Нестеров "За Волгой", 1905.
"Картина была приобретена у Нестерова коллекционером Павлом Догадиным в 1916 году после их длительной переписки, – рассказала директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина Ирина Перова. – По замыслу автора, работа должна была стать частью цикла картин, объединённых одним сюжетом. Своего рода "живописный роман", на который его вдохновили книги Павла Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах". В одном из писем к Догадину Нестеров сообщал, что мужская фигура на этой картине написана им с одного из коммерсантов-астраханцев, который ехал с художником по Волге и любезно согласился позировать ему. Есть также предположение, что в женской фигуре, изображённой на этом полотне, Нестеров осуществил образ своей супруги".