На этот раз наш корреспондент говорила с теми, кто не уступает место в подземке

Когда я зашла в вагон на фиолетовой ветке, свободных мест не было. У двери еле стоял седой мужчина. Наискосок от него сидел, уткнувшись в телефон, парень. Я спросила, почему он не уступает место пожилому человеку.

– Потому что я его не вижу и читаю, – ответил парень и тут же встал.

Мужчина поковылял, чтобы сесть, а я продолжила допрос. Парень представился Виталием и пояснил, что не уступает место старикам, когда устал и когда читает или "уходит в себя" и из-за этого никого не видит.

В следующем поезде моей жертвой стал 29-летний муж­чи­на. Напротив него стоя­ла ухоженная пожилая жен­щина.

– Я ей уже предлагал сесть, но она отказалась, – заверил меня мужчина, встал и направился к дверям.
Женщина с такой явной охотой заняла его место, что я решила прояснить ситуацию. Она рассмеялась и сказала, что мужчина не пытался уступить ей место. Очную ставку организовать не удалось, потому что из вагона тот уже вышел...
В другом поезде я приметила девушку, которая могла бы посадить на своё место стоявшего неподалёку пенсионера лет семидесяти. Но он выглядел довольно бодро, поэтому я сначала убедилась, что ему это нужно.

– Я всегда  благодарю и сажусь, – признался мужчина. –  Но почти не уступают. Либо спят, либо играют в телефон.
Пока мы говорили, девушка ушла. Догонять её я не стала.

Вместо этого начала искать тех, кто игнорирует малышей. Трижды я заходила в поезд вслед за родителями с дошколятами, но всякий раз  пассажиры вскакивали, чтобы усадить малышей. От всеобщей вежливости во мне даже начало зарождаться разочарование. Словно я не "голос совести", а как минимум Шапокляк.  Не стала спорить со статистикой, а перешла на свою ветку и встала у дверей, чтобы проехать одну станцию. Но едва закрылись двери, юноша лет восемнадцати молча поднялся и встал за мной. Мне показалось, что  он уступил мне место. Так и было: я вышла из вагона, а он остался стоять. И знаете, это было очень приятно.

Эксперт
Лариса Крашкина, руководитель "Школы этикета для взрослых"
Все пассажиры в общественном транспорте равны. У них нет обязанности уступать место, но есть право проявить  по отношению к другим человечность, доброжелательность и любезность.
В первую очередь места должны уступать мужчины. Прежде всего – пожилым людям и тем, кто значительно старше – на целое поколение. Затем – людям с инвалидностью, беременным, родителям с маленьким ребёнком, женщинам. Но 15-летняя девушка не должна уступать место 45-летнему мужчине, и наоборот. Они равны.
Если человеку очень нужно сесть, а никто не уступает, он может выбрать любого пассажира, встретиться с ним взглядом и обратиться с просьбой в виде вопроса: "Можно вас попросить уступить мне место?" Такая формулировка показывает уважение к свободе другого, позволяет ответить нет и рационально объяснить почему. Но, скорее всего, место вам уступят.