В столичной галерее на Солянке в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства начался необычный художественный проект под названием «Художник в загоне». В честь 75-летия американского художника Вито Аккончи, которому посвятили эту выставку, семеро художников решили семь дней по вечерам запираться в одиночестве в небольших комнатах, в которые могут заглянуть зрители (в одной комнате, правда, сидят двое). Обязательно условие эксперимента – участники должны быть полностью обнажены.
Изначально, по задумке кураторов, выставка должна была сосредоточиться на идее схимничества, духовного и физического обнажения и предельной откровенности, но художники подошли к этой идее по-своему.
Для каждого построили небольшую фанерную комнату с некрашенными стенами, дальнейшее убранство они создавали уже сами. Сами же они выбирали и размер, форму и расположение отверстий, через которые зрители могут наблюдать за ними. Кто-то сделал окошки совсем небольшими, а некоторые и вовсе отказались от нескольких стен ради общего вида.
Самым таинственным оказался директор галереи на Солянке Фёдор Павлов-Андреевич со своим перформансом «Как пройти на небо». Посмотреть на него можно, заглянув на чрдак комнаты через отверстие в потолке, но перед этим придётся подписать контракт о неразглашении. Всё серьёзно – с датой и подписью. Контролирует процесс смотритель, так что о том, что происходит наверху, Metro, к сожалению, не может рассказать.
Все семь дней за художниками кроме зрителей будет через объектив камеры наблюдать британский художник и фотограф Мануэль Вазон, который следил за подобным перформансом в Англии. После того как с недельным перформансом будет покончено, он планирует создать из своих работ выставку «Интимные снимки. Обнажённый перформанс в Британии и России глазами Мануэля Вазона». Фотопроект будет экспонироваться в подвальных залах галереи.
Перформанс «Художник в загоне» стартовал в воскресенье и продлится до конца недели. Посмотреть на обнажённых художников можно с 17 до 22 часов.
"Как ненавижу я робость свою"
Алексей Кирсанов и Александра Портянникова
Двое молодых москвичей решили исследовать наготу как способ познания мира.
– Здесь чувствуешь себя более одетым, чем в одежде. Температура близка к температуре человеческого тела, стены такого же цвета, как и мы, – сказал Metro Алексей, покачивая ногой. – Когда подходят зрители, мы воспринимаем их, как будто смотрим из мира искусства. И он кажется намного ярче. Если в обычной жизни ты боишься отклониться от нормы, то в этом мире можно себе многое позволить.
Молодые люди непринуждённо болтают об искусстве, изучают собственную реакцию на происходящее и реакцию зрителей. А самое главное – обсуждают тех одетых, кто заглядывает к ним через проём.
– Я бы хотела увидеть в таком проекте Льва Толстого, – говорит Александра. – Чтобы он по-честному говорил свои желания, потому что мне кажется, что Лев Толстой страдал тем, что он очень многое проецировал на других людей своих каких-то желаний. Обвинял всех вокруг. Мне кажется, ему было бы неплохо вот так посидеть.
"Волосы св. Агнессы"
Елена Ковылина и Анастасия Белова
Елена и Анастасия решили использовать наготу как повод рассказать красивую историю о святой Агнесса. В качестве наказания за отказ поклониться римским богам с неё сорвали одежды и хотели надругаться, но у девушки отросли волосы и прикрыли наготу. Здесь наготу девушки, читающей молитву, закрывает густой длинный парик.
– На мой взгляд, каждый человек должен пройти через это, – рассказывает Анастасия. – Мой знакомый, он учитель, на выставке понял, как ему надоели ограничения, рамки, и он тоже захотел принять участие в перформансе. Оголиться. Сказал, что хоть голым на входе готов стоять.
"Чистильщик обуви"
Пётр Быстров
От Петра видно только ноги. Голые. Отверстие, через которое смотрит зритель, находится у самого пола. Туда можно просунуть свои ботинки и босой Пётр их почистит. Так он показывает, что его искусство служит обществу. Кроме того, он тем самым отдаёт дань памяти отцу, у которого была такая причуда – чистить обувь гостей ночью, чтобы утром они обулись в чистую и порадовались. Кстати, Пётр не до конца обнажён. Он почему-то сидит в шубе .
– Обнажение как вид голого тела исчерпало себя. Это было проделано сотни раз как в радикальных формах, так и в невинных, – сказал он Metro. – Здесь придумали механизм, когда это начинает работать. как служение зрителю.
"Гайки"
Лиза Морозова
Голая женщина сидит среди гаек, загороженная переплетёнными трубами. На груди как крест висит гаечный ключ. Молча и упорно она раскручивает гайки. По словам художницы, это ответ «закручиванию гаек» со стороны правительства. Правда, художница говорит, что конструкцию разбирать не собирается, просто ослабляет болты, чтобы та стала гибкой.
– Я не собиралась быть обнажённой. Я это делаю в исключительных случаях, когда по-другому никак, – сказала Лиза Metro.
Она старалась подчеркнуть женственность и свою уязвимость по сравнению с грубыми трубами, которые окружают её, и откровенно мужской работой. В обычной жизни гайки она доверяет мужчинам.
"Мыльный выход"
Семён Мотолянец
Семён выбрал самый органичную обстановку для своей наготы – душ. Ведь здесь человек всегда оказывается голым, и никого это не смущает, а Семён обнажается в первый раз. Правда, под душем ему приходится стоять все пять часов, пока идёт перформанс, но ему не привыкать. Он долгое время выступал в составе арт-группы «Мыло»
– Что, если бы мы сложили в одном месте всё мыло, израсходованное нами за всю жизнь? Были бы мы удивлены? – задумчиво спрашивает он.
Кроме того, с помощью этого перформанса Семён смывает с себя всё бренное и негативное и планирует заниматься этим ещё пять дней.
"Луковка"
Максим Илюхин
Обнажённый Максим балансирует на пластиковых стаканчиках, расставленных на полу, и то включает, то выключает светильники. Тень от ступни закрывает стаканчик, и кажется, что он парит. В своём перформансе он решил сделать упор на хореографию, а какой смысл вкладывает в действо, не рассказывает. Пусть зритель сам догадывается.
– Мне интересно искать баланс, – признаётся голый Максим, оживлённо жестикулируя. – Но до конца я не раскрываюсь. Моя работа называется «Луковка», и в этом и есть смысл. В общении с человеком ты годами снимаешь слой за слоем, и неизвестно, сколько нужно, чтобы добраться до сути.