Вопрос об установке в Москве памятника советскому архитектору Каро Алабяну разделил специалистов на два лагеря
Спор разгорелся после того, как Комиссия Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям одобрила предложение армянского посла установить памятник архитектору в районе Сокол, рядом с улицей Алабяна.
Вечером того же дня старший научный сотрудник Музея Москвы, руководитель Центра авангарда Александра Селиванова начала собирать подписи против этой инициативы. Она утверждает, что Алабян играл важную роль в политических репрессиях по отношению к коллегам и в начале карьеры, и когда стал одним из руководителей Союза советских архитекторов.
– Подковёрные игры он начал ещё в конце 1920-х годов – писал доносы на архитекторов Барща и Синявского, что они не настоящие советские архитекторы, а формалисты, – приводит примеры Селиванова в беседе с Metro. – Есть в большом количестве письма Алабяна к Лазарю Кагановичу, где он говорит об архитекторе Андрее Бурове: "Мы его будем бить". С 1935 по 1937 год Алабян пишет про Константина Мельникова, что его мастерская не справляется, а архитектор не соответствует требованиям власти. В итоге мастерскую закрыли, и до конца своей жизни Мельников нищенствовал без заказов.
Сын Каро Алабяна Александр считает обвинения отца в репрессиях "неправдой".
– Есть книжка "Каро Алабян", там всё есть: и его переписка, и как он боролся за освобождение заключённых, – сказал Александр Алабян Metro. – Он был очень достойным человеком своего времени и много хорошего сделал.
Отметим, что 15 млн руб. на сооружение памятника должна выделить из бюджета Армения. Его установку поддерживают Союз архитекторов и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
– Несколько неправильно относиться к этому памятнику как к памятнику архитектору, – цитирует Кузнецова РИАМО. – Я бы рассматривал его как памятник известному армянину, который к тому же и архитектор.