Metro узнало, какие столичные достопримечательности могут считаться символом крепких супружеских отношений.
Памятник Пушкину и Гончаровой
Старый Арбат, 46
– Не смолкают голоса тех, кто готов оспорить, что у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны была настоящая любовь, кто винит Гончарову во всех бедах последних лет жизни Пушкина, но есть истинные свидетели их настоящих и трепетных взаимоотношений. Это – письма поэта к жене и воспоминания современников, близких семье. Я абсолютно уверена, что только их можно принимать во внимание, – высказала Metro свою позицию сотрудник пресс-службы Пушкинского музея Вероника Кирсанова. – В этих письмах (даже деловых) – искренних, полных юмора, нежности и заботы – очень доверительные и чувственные отношения между мужем и женой. Пушкин прекрасно разбирался в людях, не жил в миражах и всегда был искренен в своих эмоциях. О чём же, как не о большой и взаимной любви говоря строки из его писем жене? «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою я люблю еще более твоего лица…». «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». «Сейчас получил от тебя письмо, и так оно меня разнежило... Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как оно дельно! Благодарствуй, женка. Продолжай, как начала, и я век за тебя буду Бога молить…». Когда поэт погиб, Натали было всего лишь 24 года, а их детям: Машеньке – четыре года, Сашке – три, Грише – два, Наташе – восемь месяцев. И как бы трудно ей не было, она и в мыслях не допускала мысли оставить их с Пушкиным детей на произвол судьбы, предпочесть их выгодам безбедной жизни – всех вырастила, дала прекрасное образование, и всегда хранила в семье память и бесконечное уважение к гению и личности Александра Сергеевича. Сама же Наталья Николаевна, даже будучи уже женой другого достойного человека, Петра Ланского, до последних дней своих по пятницам (в день недели, когда Пушкин ушёл из земной жизни) надевала траур, удалялась от светских дел и молилась за душу Александра Сергеевича. Что же это, если не самая настоящая верность?
Памятник Ленину и Крупской
Ленинский проспект, 82/2
– Имена Владимира Ленина и Надежды Крупской в контексте церковного праздника звучат странно: оба были убеждёнными атеистами и на первое место в своей жизни ставили построение общества социальной справедливости. Но брак этот был совершенно однозначно заключён по любви, – объяснил Metro главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории Сергей Соловьёв. – Их отношения начались в революционном кружке, а брак был заключён в царской ссылке: иначе они не могли бы там находиться вместе. Незыблемость семьи они отнюдь не считали ценностью: сразу после Октябрьской революции в Советской России были упрощены разводы, разрешены аборты, был принят целый ряд законов, защищающих положение женщины (в чём и Ленин, и Крупская принимали активное личное участие), что наносило мощнейший удар по традиционной патриархальной семье. Ленин, в частности, писал: «Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». В своей семье Крупская и Ленин были совершенно честны друг с другом, их отношения отличало взаимное уважение и подчас трогательное внимание. Распространённые слухи о наличии у Ленина любовницы или любовниц документально не подтверждаются. Во время последней болезни Ленина Крупская находилась рядом с ним, а после его смерти она призывала строить не памятники в его честь и дворцы его имени (восхваления своей персоны Ленин при жизни не терпел), а школы, ясли, больницы, детские сады. Лакированный, формализованный до предела облик их отношениям придала затем официальная пропаганда в сталинский и послесталинский периоды, против чего Крупская выступала – насколько могла – вплоть до своей смерти в 1939 г.
Дарвиновский музей
Вавилова, 57
– Основатель Дарвиновского музея Александр Котс встретил свою будущую супругу Надежду Ладыгину в 1908 году. Она – студентка Московских высших женских курсов и староста биологического кружка, он – её преподаватель. Это была любовь с первого взгляда. Позже Котс признался: «Появление этой девушки было решающим: ОНА! Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней», – рассказала Metro сотрудник пресс-службы музея Татьяна Коровкина. – Александр и Надежда поженились через три года после знакомства и с этого момента всё свободное время посвящали своему первому «ребёнку» – Дарвиновскому музею. Сын Рудик родился у пары только спустя 14 лет брака. Несмотря на голод, войны и революции, они прожили в браке больше полувека. Надежда подписывала свои письма ему «верная тебе в мыслях», а Александр называл её «единственной» и подписывался как «вечно любящий муж», даже когда им было уже глубоко за 60.
Памятник семье Дмитрия Донского
Нахимовский проспект, 8
– Брак покровителя столицы Дмитрия Донского и Евдокии Московской первоначально был политическим, чтобы устранить междоусобицу между Суздальским княжеством и Московским. Но со временем их отношения окрепли, и всю жизнь они прожили душа в душу, – пояснила Metro теолог Екатерина Болховская. – В те годы были междоусобицы и нашествие татаро-монгольского ига, и Евдокия поддерживала мужа. Они оба были глубоко верующими людьми, и все решения принимали исходя не из личных интересов, а из интересов государства. Также они прислушивались к советам митрополита Московского Алексия и Сергия Радонежского. Сергий даже стал крёстным отцом их детей. После смерти супруга в 1389 году великая княгиня не стала вновь выходить замуж, а посвятила себя воспитанию детей. Позже она ушла в монастырь.
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Большая Ордынка, д. 34
– Марфо-Мариинская обитель стала символом любви Елизаветы Фёдоровны Романовой к мужу Сергею Александровичу, который погиб от взрыва террористов в 1905 году, – сказала Metro теолог Екатерина Болховская. – Великая княгиня всегда была рядом с мужем и поддерживала его, например, когда в 1882 году Сергей Александрович основал Императорское православное палестинское общество. Не имея детей, они предпочитали бросать все силы на помощь простым людям. Даже после смерти великого князя Елизавета Фёдоровна не вышла вновь замуж, а основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.