Строительная готовность Большой кольцевой линии (БКЛ) метро составляет 54%. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе церемонии завершения проходки правого перегонного тоннеля между станциями “Рижская” и “Савеловская” БКЛ метро.

“Мечта о БКЛ начинает приобретать все более и более реальные черты. Сегодня уже проходка сделана на 80% от всего объема работ, 54% от общестроительных работ. Участок, на котором мы находимся, один из самых важнейших – северо-восток. Он соединит Некрасовскую ветку, которую мы до этого построили, и участок БКЛ от “Делового центра” до “Петровского парка”. Таким образом это будет уже полноценный большой участок БКЛ с прилегающей Некрасовской линией метро. Планируем закончить его в конце 2021 – начале 2022 года”, – рассказал Сергей Собянин.

Мэр отметил, что сегодня завершилась проходка на самом сложном участке, ведь между станциями “Рижской” и “Савеловской” будут самые глубокие тоннели.

“Эти перегоны проходят под двумя линиями метро, под тремя направлениями железной дороги, под действующим станциями, поэтому требуют максимально кропотливой аккуратной работы. Часть проходки выполняется вручную, в основном – тоннелепроходческими щитами. Самый глубокий участок БКЛ – до 75 метров”, – сказал Сергей Собянин.

Генеральный директор АО “Мосметрострой” Сергей Жуков отчитался, что работы ведутся в соответствии с графиком. Планируемый срок завершения строительства перегонных тоннелей на этом участке – сентябрь текущего года.

“Это правый перегонной тоннель, соединяющий Некрасовскую линию. Он полностью готов. Приступаем к тому, чтобы сооружать верхнее строение путей, оснащать их инженерными системами и заниматься станционными комплексами. Левый перегонный тоннель будет полностью закончен в сентябре этого года. Перегонные тоннели северо-восточного участка будут закончены в сентябре этого года. Дальше начнутся плановые работы по завершению строительно-монтажных работ станционных комплексов: инженерия, архитектура и так далее. Пока все работы в графике, особых проблем нет”, – сказал Жуков.

Строительство участка БКЛ метро от станции “Нижегородская” до станции “Савеловская” было начато в 2015 году. Длина этого участка составляет 14 км. На нем будут семь станций: “Нижегородская”, “Авиамоторная”, “Лефортово”, “Электрозаводская”, “Сокольники”, “Рижская”, “Марьина Роща”. Также к этому участку будет прилегать соединительная ветка в депо “Нижегородское”.

Строительство участка ведется в три этапа: участок “Нижегородская” – “Лефортово”, участок “Лефортово” – “Электрозаводская”, участок “Электрозаводская” – “Савеловская”.

В настоящее время строительная готовность участка “Авиамоторная” – “Савеловская” – “Нижегородская” – “Авиамоторная” составляет 66%. Полностью пройдены перегонные тоннели от станции “Авиамоторная” до станции “Сокольники”. Ведется проходка трех тоннелей, в строительстве находится четыре станции.

Открытие северо-восточного участка БКЛ метро от станции “Нижегородская” до станции “Савеловская” позволит улучшить транспортное обслуживание районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Косино-Ухтомский и Некрасовка с населением более 750 тыс. человек.


Большая кольцевая линия метро

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена является крупнейшим в мире проектом в области метростроения.

Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и 3 электродепо (включая существующий участок "Каховская-Каширская"). Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего "чемпиона" среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри Кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры Московского метро.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

·         Рублёво-Архангельскую линию – на станции "Улица Народного Ополчения";

·         Коммунарскую линию – на "Улице Новаторов";

·         перспективную линию в Бирюлево и Щербинку – на "Кленовом бульваре".

Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, 4 пересадки на МЦК, 6 пересадок на МЦД "Одинцово-Лобня" и "Нахабино-Подольск", 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут "Деловой центр", "Савёловская", "Нижегородская", "Улица Новаторов" и ряд других.

Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 г. Однако вследствие недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.


  • С начала 2020 г. введено в эксплуатацию 14,3 км линий и 6 новых станций Московского метро.
  • До конца 2020 г. планируется построить еще 10,4 км линий, 3 станции, 1 электродепо.
  • Всего в 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию 24,7 км линий, 9 новых станции и 1 электродепо.
  • С 2011 г. по настоящее время правительство Москвы совместно с ОАО "РЖД" ввело в эксплуатацию 301,4 км линий, 145 станций, 3 дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.